Можно ли отсудить миллиарды у сотового оператора

Сегодня в соцсетях только и разговоров, что об иске к МТС на 30 млрд рублей. Поэтому Hi-Tech Mail.ru вместе с юристами разобрался, почему даже очень напористый абонент не может получить такую сумму и стоит ли рассчитывать на «манну небесную» от операторов.

За списанные 6 минут - 30 млрд рублей

Иск на 30 млрд рублей к МТС подал абонент из Тамбовской области Алексей Мелехов за якобы незаконно списанные из пакета минуты, пишут «Ведомости». У абонента был подключен постоплатный тариф «Smart 022015» за 450 рублей в месяц. В него входит 500 минут разговоров, столько же SMS и 3 ГБ интернет-трафика.

В день списания платы и обновления пакета у Мелехова из пакета исчезли оставшиеся 6 минут. За это якобы нарушение договора он просит огромную компенсацию и не устает ходить по судам больше года. Иск отклонили трижды, последний раз — 15 августа в кассационной инстанции.

Впрочем, и до этого Мелехов пытался взыскать крупную сумму за моральный вред — 1 млрд рублей с Министерства финансов, сообщал ТАСС. Это было в 2011 году, тогда гражданин был недоволен оказанием услуг по поставке газа «Тамбовоблгаз», который на 75% принадлежит государству. Нетрудно догадаться, что Мелехов получил отказ.

Компенсируют максимум 5 тысяч

Юристы уверены, что при любом раскладе скандальному абоненту МТС миллиарды не светят. Требования компенсировать 30 млрд рублей за списанные бесплатные минуты абсурдны и не подлежат удовлетворению, считает Олег Сухов, председатель Третейского суда Москвы и Московской области.

Даже если кассационная инстанция придет к выводу, что оператор нарушил условия обслуживания, то абоненту могут присудить сумму порядка 5 тысяч рублей, не более.

Но вряд ли обиженный абонент получит и эту куда более скромную компенсацию. По словам партнера «ФБК Право» Александра Ермоленко, суть спора сводится к определению, обоснованно были списаны эти минуты или нет. А иначе говоря — соответствовали ли действия МТС тарифному плану и договору. Учитывая, что истцу отказали уже в третий раз, шансов выиграть дело мало.

Куш не сорвешь

Уровень юридической грамотности в России растет, поэтому люди все чаще обращаются в суд и заявляют о взыскании морального вреда с компании, в чем-либо им не угодившей. Но, в отличие от США, здесь такая схема не работает.

В беседе с Hi-Tech Mail.ru юристы в один голос твердят — в «потребительских» делах сложно добиться взыскания серьезных сумм. Даже при причинении вреда здоровью и наличии серьезных страданий и стресса, отмечает Олег Сухов.

Сложно доказать, что моральный вред (физические или нравственные страдания) вообще был вам причинен, а если причинен — то именно этой компанией, а не любой другой, c которой вы имели дело. Поэтому суд часто отклоняет подобные иски, говорит адвокат фирмы «Юст» Леонора Лысенко.

Запрашиваемые в суде суммы обычно намного меньше 30 миллиардов и даже меньше 1 млн рублей.

Компаниям, в том числе операторам, в это время тоже приходится непросто. В таких спорах они все чаще пытаются доказать злоупотребление граждан своими правами. Например, что истец специально хочет причинить вред компании. Но, как утверждают юристы, это нужно обосновать документально. И сделать это удается лишь единицам.

Нужно больше абсурда

Столь нелепые иски периодически всплывают из-за того, что истец по закону о защите прав потребителей не уплачивает госпошлину при подаче искового заявления. «Можно написать хоть триллион, — говорит Александр Ермоленко. — Шансы взыскать такую сумму обратно пропорциональны её размеру».

Но россияне пытались. Например, абонент «Ростелекома» Сергей Экшаров подал иск к оператору на 614,3 трлн рублей за причинение морального вреда. Вред заключался в том, что умершему много лет назад отцу Экшарова приходили уведомления об оплате долга на сумму 614 рублей. Железнодорожный районный суд Новосибирска иск отклонил.

Впрочем, и маленькие суммы операторы выплачивать не готовы. В 2012 году клиент «ВымпелКома» Богдан Бакаляр хотел взыскать с оператора 20 тысяч рублей за то, что остался без связи в роуминге — номер заблокировали, но никаких уведомлений абоненту не приходило. Он проиграл дело.