Как гигантские бетонные зеркала помогали спасаться от бомбардировок

Эти странные конструкции были выстроены по всей Великобритании более 100 лет назад. Зачем?

Во времена Первой мировой войны радаров еще не существовало — они появились лишь в середине 1930-х годов. А вот авиация уже была, и с ней необходимо было бороться. Налеты немецких боевых самолетов заставили британцев задуматься о противовоздушной обороне.

Первопроходцами ПВО стали звуковые зеркала.

Придумал эти странные «бетонные уши» Уильям Сэнсом Такер. Свои опыты молодой физик начал еще в 1915 году — тогда на берегу реки Темзы была установлена «тарелка» диаметром 5 метров, в центре которой находилась слуховая трубка. Хотя ни один самолет не пролетел настолько близко, чтобы его можно было запеленговать, конструкцию признали перспективной.

Основные работы по созданию акустических зеркал проходили уже после окончания Первой мировой войны. В конце 1920-х — начале 1930-х годов на южном побережье Англии были построены несколько таких конструкций, самая крупная из которых имела длину 60 метров и высоту 8 метров. Возле стены несли дежурство прослушиватели. Кроме того, в конструкции были установлены электрические микрофоны, которые помогали более точно определить направление и скорость приближающегося самолета.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/3061776e59df40b3a5f140e45b55b6a6/1649031/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b9af4cf7e91f92a5fb67a9e804a85486/1649032/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5777b01c45a2b4b25c66c2d434e0c296/1649033/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/a7777ae6fba1960fa4f938db7d7cded3/1649034/
13фотографий
Джо Пететт-Смит решил сделать снимки всех оставшихся сооружений после рассказов отца о работе дедушки, который занимался проектированием радиолокационной защиты. Во время войны испытали множество различных размеров и конструкций таких зеркал, прежде чем проект был закрыт. Пететт-Смит использовал специальный старый деревянный фотоаппарат со светочувствительной пластиной, отчасти потому, что он хотел использовать технологию, существовавшую в то время, ещё это позволило ему корректировать перспективу конструкции при съемке. Фото: Joe Pettet Smith
Но свою функцию «уши Британии» так и не выполнили. К моменту, когда началась Вторая мировая, уже вовсю развивалась радиолокация.

Да и скорость самолетов возросла настолько, что акустическая детекция стала бесполезной. Акустические зеркала остались памятником эпохи и монументом инженерной мысли.

Это тоже интересно: