Как появился экошейминг и кто его победит

Как выжить в прекрасном новом мире, где за пачку неэтичных чипсов в руках могут придать общественной анафеме? Где учат экограмоте и что скрывается за термином «устойчивость»?

Мир полнится глобальными серьезными проблемами, но кажется, громче всего сейчас кричат про экологию. Это неудивительно, даже такая приятная мелочь, как теплая зима в Москве, ведет к миллионным убыткам, заставляя самых отъявленных скептиков по-новому взглянуть на роль человека в этом феномене — а что если глобальное потепление реально существует и виноваты мы? Если раньше размышления на этот счет относили к деятельности крупных компаний и государств, чья экономика основана на сырьевом секторе (вспомнить, например, историю с Мексиканским заливом в 2010 году, когда в океан вылилось 5 млн баррелей нефти), то сегодня все обратились друг к другу — а что сделал для планеты лично ты? Появился даже специальный термин — экошейминг — осуждающее отношение к тем, кто не соблюдает правил ЗОУЖ (здоровый и устойчивый образ жизни). Не нравится аббревиатура? На английском звучит еще хуже — LOHAS (Lifestyle of Health and Sustainability). Если еще недавно бумажный стаканчик с кофе, выпитым на ходу, был признаком занятости, а следовательно — востребованности, то сейчас даже бариста столичных кофеен молчаливо осуждают тех, кто приходит без своей кружки — это же так неэкологично и неэтично. Но, подождите, кто поставил на прилавок одноразовые стаканчики? Где заканчивается ответственность отдельно взятого человека и вступает в силу ответственность институтов государства и бизнеса? Наконец, как понять, что действительно экологично, а что устойчиво (sustainable) — и в чем, собственно, разница?

Фото: SUEZ in UK
Фото: SUEZ in UK

Возьмем, например, студентов бизнес-школы в Барселоне, факультет устойчивого развития (Sustainable Development). Условная студентка Ксения живет в полном соответствии с ценностями будущей профессии — за продуктами ходит с шоппером, воду пьет из многоразовой бутылки, кофе — из собственного термостакана, разделяет мусор, одежду не покупает, а обменивается ей на своп-вечеринках, от пластика отказалась совсем, даже зубная щетка у нее бамбуковая, биоразлагаемая. Только вот бамбук — весьма агрессивное растение, чей рост угрожает биоразнообразию, а производство изделий из него может быть связано с использованием опасных ядохимикатов. И это далеко не единственное противоречие экофрендли мира. Растительное молоко устойчивее коровьего? Не все. Для миндального, к примеру, вырубают апельсиновые рощи, что ведет к засухе в Калифорнии — основном мировом экспортере этого ореха. Веганы спасают планету, отказываясь от животных продуктов? Не особо, если питаются иностранными фруктами и овощами, выбросы от перевозки которых покрывают разницу углеродного следа, производимого крупным рогатым скотом. Список можно продолжать, но проблема очевидна — мы не до конца понимаем суть дела. Студентка Ксения пока тоже не все понимает, но в процессе обучения поступательно разбирается в деталях. Здорово, что академики подхватили тренд и образование в сфере экологии активно развивается. Если у обычного человека экопротиворечия могут вызвать чувство фрустрации и апатии («все тлен, мусор сжигают на заводе, и мне его разделять бессмысленно»), то для «устойчивого» студента и специалиста это мотивирующая задача, с которой нужно разобраться. И они разбираются.

Кто помогает нам устоять

Фото: Master and more
Фото: Master and more

Специалисты по устойчивости отличаются от экологов в первую очередь широким спектром охватываемых сфер деятельности: наравне с экологией туда входят экономика, гендерные стереотипы, КСО (корпоративная социальная ответственность). Они ищут хрупкий баланс, в котором людям, планете, бизнесу и государству одинаково хорошо. И чтобы, развиваясь, мир оставался (мог устоять) в состоянии этой гармонии. Устойчивость сегодня стала важным трендом в бизнесе. Нет женщины в совете директоров? Вас не возьмет на биржу крупнейший банк Goldman Sachs. Производите уголь? Будьте готовы к 2030 остаться без работы. Не развивайтесь в соответствии с глобальными экологическими целями? Евросоюз обложит вас налогами так, что мало не покажется. Уже сейчас 73% миллениалов готовы платить больше за экологические продукты, а значит, специалист по устойчивости может помочь компании зарабатывать. Поэтому в стандартном совете директоров появился новый участник — CSO, директор по устойчивости. Первой должность ввела компания DuPont в 2004 году. А сейчас это общая практика: в докладе The State of the Sustainability Profession (2018) агентства GreenBeez сообщается, что в 44 публичных компаниях США есть такой управленец.

Для России «специалист по устойчивости» — новая профессия, интерес к которой быстро растет на рынке труда. По данным HeadHunter, в 2016 году работодатели разместили 18 запросов на вакансию менеджера в области УР, а за неполный 2019 год — уже полсотни. К сожалению, обучаться профессии пока можно только в европейских вузах, а если в России — то в формате дополнительного образования: в бизнес-школах, на курсах и факультативах.

Могут ли закрыть нехватку в специалистах экологи? Не совсем. «Условно говоря, у нас в стране сформировалось два главных вида этих специалистов: экологи-инженеры и экологи-юристы, — говорит Петр Кирюшин, доцент кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ. — Первые следят за исправностью специфического оборудования и соблюдением нормативов, чтобы компания не попала под штрафы, а вторые выводят компанию из-под этих штрафов, насколько это в их силах». Получается, эколог — это функционер, обеспечивающий защиту компании от убытка. А специалист по устойчивому развитию — евангелист, формирующий корпоративную культуру: чтобы и мусор в офисе сортировали, и в совете директоров было достаточно женщин. Заниматься таким проповедничеством без личной заинтересованности сложно — это как работать на рэп-лейбле, а по ночам слушать любимый металл. Поэтому специалисты по УР вкладывают в работу часть своего личного образа жизни — так формируется образ монаха в корпоративных джунглях, сражающегося за все хорошее и против всего плохого. «Когда это войдет в общую практику, работа таких специалистов станет рутинной историей, — добавляет Кирюшин, — а сейчас нужны герои». Эти герои должны обладать всеми компетенциями — и мы снова возвращаемся к проблеме образования.

Зеленые университеты

Фото: pinterest
Фото: pinterest

В 2015 году Кирюшин соосновал ВузЭкоФест — межуниверситетский фестиваль в области экологии и устойчивого развития. В этом году в нем примут участие 80 университетов и 20 тысяч студентов. С 2016-го работает Ассоциация зеленых вузов России — началась она не с директивы руководства, а с инициативы рядовых преподавателей и студентов. На сегодняшний день охват ее деятельности коснулся более 300 вузов и 50 000 студентов. Ассоциация развивает культуру раздельного сбора мусора, принципа повторного использования и «второй жизни» вещей, проводит лекции, эко-мастер-классы и семинары в институтах и школах. «Мы хотим, чтобы вуз и школа, независимо от направления, стали ресурсным центром в котором формируется экологическое мышление, — говорит Ирина Тихонова, координатор Федеральной партнерской программы “Зеленые вузы России”. — И считаем, что вуз должен начать с собственной инфраструктуры и просветительской деятельности. Мы им в этом помогаем и рассчитываем, что у студентов при таком подходе ко времени выпуска сложатся ценности, экологические привычки».

Необязательно ждать, пока новое поколение возьмет все в свои руки. Отчеты по УР уже сегодня предоставляют многие отраслевые корпорации. На сайтах компаний «Новатек», «Северсталь», «Газпром» они лежат в открытом доступе. Из позитивных кейсов можно также назвать завод L"Oréal в Калужской области с международным сертификатом зеленого строительства LEED v4 уровня Platinum. Программы по внедрению циклической экономики есть в Ikea — там работает сервис по починке старой мебели. У Unilever тоже есть свой план устойчивого развития, и довольно амбициозный — компания хочет снизить воздействие на окружающую среду вполовину и своей деятельностью улучшить благосостояние миллиарда людей.

Устойчивость по Маслоу

Фото: Medium
Фото: Medium

Есть мнение, что пока устойчивое развитие могут позволить себе лишь те компании, что уже настроили все другие процессы. Если выручка слабая, управленческие системы барахлят, а зарплаты выплачивать нечем, УР может трансформироваться в Green washing (зеленая промывка. — Forbes) — маркетинговую стратегию с ключевыми тегами «все натуральное» и «эко», но без реальных дел. Потому что для дела нужны средства.

«Устойчивое развитие в классической трактовке — фокус компаний, для которых все остальные функции бизнеса, такие как стабильность и загруженность производства, диверсификация портфеля, сокращение уровня долга и еще десяток подобных вещей, уже находятся в том состоянии, когда можно подумать о чем-то большем. Это работает примерно как в пирамиде Маслоу. Следующая ступень открывается тогда, когда закрывается предыдущая», — говорит заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Загорского трубного завода Игорь Гусенков. В прошлом году «Загорская труба» инвестировала около 20 млн рублей в развитие социальной сферы региона. Так компания формирует свой положительный имидж и создает предпосылки для появления хороших кадров — потому что хочет и может себе позволить.

Похоже, когда дело касается устойчивости, бизнесы и люди сталкиваются с одинаковыми челленджами. От тех и от других требуют немедленной и повсеместной трансформации — включиться в экогонку, стать осознанными, сократить свой углеродный след до минимума. Но глобальные перемены не происходят за день. Мы стоим на пороге удивительного мира, где геномы детей можно будет редактировать, машины — очеловечивать, Марс — колонизировать. Кардинально меняются структуры компаний и уклад самого общества с курсом на инклюзивность и #diverisity. Экодвижение — один из таких титанических сдвигов в жизни мира, и было бы странно ожидать, что он случится здесь и сейчас, в сознании каждого отдельного человека. Это процесс, требующий времени и объединения коллективных и индивидуальных усилий. И образование играет в нем ключевую роль. Поэтому сейчас важно не шеймить друг друга, а поддерживать. И тогда в будущее возьмут всех.

Посмотрите фотографии самых грязных мест на планете в нашей галерее:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/49fb3a0b6c48c5e83b973b08b56b37b3/1671719/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/400b604c1da70bcf715f29a704fc77d1/1671720/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/8e20177743ac30c9d354cb6968ebc48c/1671721/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/345a55e4e5e4cda7451bc25fe875ac97/1671722/
15фотографий

Это тоже интересно:

Контент недоступен