Эксперимент: устраиваемся на работу в магазин техники. Часть 3. «Связной»

«В салоны мобильной связи берут всех!», — думают многие покупатели. Так ли это? Эксперимент Hi-Tech.Mail.Ru продолжается, и после Media Markt и «М.Видео» я отправилась на собеседование в «Связной». Забегая вперед, скажу: страшного в этом ничего нет, однако постараться придется — и в процессе трудоустройства, и после, ведь в «Связном» ваш доход зависит от ваших результатов сильнее, чем в других торговых сетях. Итак, что же скрывается за улыбкой сотрудников салонов?

Собеседование для «Связного» проходит в учебном центре компании на метро Кожуховская. Он кажется пустым — два человека за стойкой администратора, тишина в коридорах. Но в одной из комнат уже собрались пять кандидатов. Нас встречает красивая девушка в босоножках на шпильке — тренер учебного центра. После заполнения стандартной анкеты (где родился, учился, работал) она рассказывает о вакансии менеджера по продажам.

Рабочий день — 10 часов для графика с двумя выходными. У тех, кто работает четыре дня в неделю, рабочий день — 12 часов.

Рабочий день — 10 часов для графика с двумя выходными, на обед дается сорок минут и каждые два часа можно отлучаться на 15 минут. У тех, кто работает четыре дня в неделю, рабочий день — 12 часов. Выходные «плавающие», но подряд можно отдыхать только два дня.

Базовая часть зарплаты — всего 6 тысяч рублей, остальное — бонусы от продаж. При этом если за месяц удалось заработать меньше 14 тысяч комиссионных, компания доплатит сотруднику, чтобы он получил 20 тысяч рублей на руки после уплаты налогов, говорит тренер. Средняя зарплата продавца — чуть больше 40 тысяч рублей.

Сами бонусы бывают личные и командные. Личные — это комиссионные за продажу дополнительных услуг, чехлов и брелоков, командные — от продаж телефонов и гаджетов в салоне. Они рассчитываются по 12 категориям, в зависимости от спроса на тот или иной товар, максимум 660 рублей. Чем выше спрос — тем ниже премия.

«Мы должны продавать честно, а не навязывать свои предпочтения клиентам. Вы все равно получаете комиссию,— предупреждает она. — Предела же заработкам вашим нет, хотя, конечно, 200–300 тысяч рублей вы не будете зарабатывать».

Команда также должна не только выполнять план по продажам, но и получить хорошую оценку от клиентов.

«Раньше мы практиковали метод 'тайного покупателя', когда приходит специальный сотрудник под видом клиента и оценивает работу менеджера, но пришли к выводу, что это неэффективно, ведь некоторые, когда понимают, что их оценивают, все забывают от испуга», — теперь, по словам, менеджера, оценки магазину ставят клиенты, обзвоном которых занимается специальный отдел.

«Мы спрашиваем их, порекомендуют ли они наш магазин друзьям и знакомым. Результаты и комментарии в конце каждого месяца поступают в салон. С этим надо работать, особенно с негативными отзывами, потому что, если все было хорошо, не факт, что кто-то про это узнает, а плохое — обязательно расскажут всем», — если клиенты оценили работу салона на 8,5 из 10 и выше, то все сотрудники получат прибавку в 10% от бонусной части.

Поощряют продавцов также за результаты контрольного тестирования по теории, которое проходит каждые три месяца: «Учитывается время работы в компании и процент, полученный за написание теста — если он выше 85%. Если вы только пришли и написали на хороший балл, получите 4 тысячи рублей. Но если вы уже год работаете, а все пишете на 85%, то можете получить лишь 2 тысячи рублей премии. К сожалению, часто бывает так, что чем дольше работаешь, тем хуже знаешь теорию».

Чтобы стать продавцом, опыт не нужен.

Чтобы стать продавцом опыт не нужен, но необходимо пройти обучение. После двух адаптационных дней с бизнес-играми, шести дней изучения теории продаж и технических характеристик товаров, стажер восемь дней работает с наставником в торговой точке (этот этап уже оплачивается по ставке 900 рублей за день в Москве). Затем сдает экзамен и уже работает самостоятельно.

Двое мужчин, не вдохновленных речью тренера, выходят. Остаюсь я, два парня (на вид не старше тридцати) и молчаливая девушка. Мы переходим в другую комнату, садимся в круг и начинаем играть.

«Представьте, что вы все очень хорошо знакомы и дружите давно, — вводит в игру тренер. — Вы решили открыть свой мобильны ритейл, как 'Связной', только у вас один магазин. Он работает всего месяц. У вас нет наемных сотрудников, вы сами руководители и за все отвечаете. Произошла неприятная ситуация. Клиент заказал через интернет-магазин телефон, но служба доставки его не привезла. Покупатель пришел в салон за телефоном, он спешит на самолет, придумайте пять вариантов решения проблемы». В руках у нас оказывается комикс, описывающий ситуацию.

Вернуть деньги, отдать товар с витрины со скидкой, доставить по адресу клиента за счет компании — как удовлетворить покупателя, которому не доставили заказ?

Пока мы бурно обсуждаем варианты, тренер делает пометки. «Вернуть деньги, отдать товар с витрины со скидкой, доставить по адресу клиента за счет компании, попросить подождать и вознаградить терпение подарком, предложить вариант замены модели», — набрасываем мы на бумажке. После короткого обсуждения, тренер раздает приглашение на адаптационный тренинг, отсеяв только тихую девушку, не участвовавшую в дискуссии.

Вывод

В «Связной» действительно намного проще устроиться, чем в салоны других ретейлов электроники. На коллективном собеседовании достаточно вести себя активно и демонстрировать заинтересованность в получении работы. Впрочем, отсеять вас могут на этапе адаптации и обучения — если вы прогуливаете или не выполняете установки тренера. С другой стороны, необходимость учиться 16 дней прежде, чем начать зарабатывать, способна подточить решимость многих соискателей.