Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru
, Источник: Известия

Киберхимия: школу можно будет «взорвать» в виртуальной реальности

Новая технология позволит безопасно проводить все лабораторные работы с реагентами.

Дальневосточные ученые разработали виртуальную лабораторию для проведения химических опытов в школах. К компьютеру, оснащенному специальным ПО, подключили шлем виртуальной реальности и ручные манипуляторы. С помощью этого комплекса преподаватель сможет дать школьникам свободу химичить без риска для здоровья. Если онлайн-курсы открыли всему миру доступ к лекциям лучших преподавателей мира, то технологии виртуальной и дополненной реальности в скором времени перевернут наши представления о доступности самых сложных практических и лабораторных работ, отмечают эксперты.

Фото: Depositphotos

Химичить без риска

Программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить сложные химические опыты с реактивами и кислотами в виртуальной реальности и получать достоверные результаты, разработали ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Он представляет собой компьютер с подключенным шлемом виртуальной реальности и специальными ручными манипуляторами, которые по Bluetooth передают в компьютер данные о том, что делает ребенок.

— Преподаватель может дать учащимся свободу действий без риска, что кто-то от их опытов пострадает — например, опрокинет соседу на колени пробирку с серной кислотой, — рассказал «Известиям» разработчик VR-приложения, эксперт Центра НТИ ДВФУ по VR/AR, химик по образованию Виктор Демин. — Можно знакомить учащихся с современным лабораторным оборудованием без риска его порчи.

Еще один плюс виртуальной лаборатории: преподаватель может отслеживать действия каждого ученика и легко создавать новые лабораторные работы. Для этого достаточно просто скачать программу. Виртуальную лабораторию легко развернуть где угодно: в парке в хорошую погоду, в школьной библиотеке или в любом свободном учебном кабинете. По мнению разработчиков, аппаратно-программный комплекс будет в разы дешевле стандартной школьной лаборатории.

Фото: Depositphotos

Достоверная виртуальность

Программа позволяет определить, что получается, если смешать одно вещество с другим, при этом учитывая соотношение количества веществ, их концентрации, температуру и другие факторы. Также в ней заложены системы визуализации, которые отвечают за создание картинки — кабинета, стола, приборов, бутылей, колб и т. д. А благодаря манипуляторам у пользователя появляется возможность «брать» объекты. Например, школьник сможет взять бутыль с раствором и перелить его в колбу. В ходе лабораторной работы ученики могут видеть химические процессы: выпадение осадка, выделение газа, изменение цвета и т. д.

Помимо ПО, ученые разработали комплект методических материалов, который необходим преподавателям для проведения занятий с использованием этого комплекса.

Рабочие прототипы контента для внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в систему общего образования были продемонстрированы на Московском международном салоне образования в апреле этого года.

— Наша главная задача — повысить качество и доступность образования, — говорит проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.

— Современный технологический пакет виртуальной и дополненной реальности позволяет оцифровать серьезную часть практических занятий, с которыми мы сталкиваемся в школе, колледже или на первых курсах университетов. А всё, что может быть оцифровано, легко сделать общедоступным. Как онлайн-курсы открыли всему миру доступ к лекциям лучших преподавателей мира, технологии виртуальной и дополненной реальности в скором времени перевернут наши представления о доступности для обучающихся самых сложных и дорогостоящих видов практических и лабораторных работ.

Фото: Depositphotos

Экзамен в игре

Разработчики ведут переговоры с Минпросвещения и руководством нескольких школ, чтобы уже к концу 2018/19 учебного года внедрить технологию в формате педагогического эксперимента в пилотные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. Предполагается, что с помощью VR/AR-технологий школьники смогут готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.

Учитель химии гимназии ДВФУ, выбранной для эксперимента, Светлана Середа уверена, что программа сделает практические работы интереснее.

— Она даст учащимся возможность проводить опыты без опасности для здоровья, но, думаю, полностью переходить на виртуальные лаборатории не стоит, — отметила она. — Благодаря комбинации стандартной учебной программы и обучающих компьютерных игр можно будет удерживать внимание и интерес ученика. Я готова принять участие в эксперименте.

Виртуальные лаборатории попадут и в учреждения среднего специального образования. Директор гуманитарно-экономического колледжа ДВФУ Мария Юденко сообщила «Известиям», что очень важен экономический эффект от введения новшества.

— Для меня как директора плюсом является то, что такие технологии снизят затраты на обновление материальной базы лабораторий и расходные материалы для практических и лабораторных работ по химии, — считает педагог. — Скудность школьного оборудования больше не сможет ограничивать детей в возможности испытать на практике задуманные эксперименты. Требуется лишь обучить учителей координировать процессы погружения в мир виртуальной и дополненной реальности.

Во внедрении виртуальной лаборатории в школы и колледжи примут участие ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» и Российская академия образования. Соответствующее соглашение уже подписано.

Это тоже интересно: 

Понравился материал? Поделись с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
8
Евгений Кравцов
Ничего не заменит настоящий опыты.
СсылкаПожаловаться
Робот Разумный
А эксперимент по соединению двух кусков урана с общей массой выше критической есть?
СсылкаПожаловаться
Михаил М
Оно конечно здорово если виртуальная реальность позволяет синтезировать нитрат аммония, подживить его азидом свинца, красиво бахнуть и не остаться без рук или без головы. Но моделирование это всегда абстракция, ВР не смоделирует вскипание и разлет воды, вылитой в азотную кислоту, не накажет неосторожное обращение с тем же азидом самопроизвольной детонацией, а при плохой очистке компонентов не испортит ба-бах банальным возгоранием вместо взрыва. А главное, ВР превратит одну из самых опасных наук в игру, лишит учеников чувства опасности и ответственности за то что делают. Только реальная практика позволяет понять опасность агрессивных материалов и последствия ошибок при работе с ними. Так что если нет желания разрешать детям проводить опасные опыты, лучше не шутить с виртуальными взрывами школы, а то кто нибудь ради веселья захочет поиграть в эту игру на самом деле и останется без башки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru