Российские сети создаются не по правилам

Сети связи четвертого поколения в России создаются с нарушениями закона о конкуренции, считает антимонопольная служба. Раздача частот только по рекомендациям «Союза LTE» мешает конкуренции и противоречит интересам абонентов, уверены в ФАС. В консорциуме, объединяющем «большую тройку» и «Ростелеком», утверждают, что выполняют техническое задание ГКРЧ.

8 сентября Государственная комиссия по радиочастотам проведет решающее заседание по развитию связи четвертого поколения. Предварительно одобрен проект строительства четырех сетей в двух диапазонах, 790–860 МГц и 2,5–2,7 ГГц, в соответствии с предложениями «Союза LTE» (в структуру входят «Ростелеком» и «большая тройка» – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»).

По мнению Минкомсвязи, частот может хватить только на четырех операторов и «даже на четверых» получается «значительно меньше», чем по полосе шириной 30 МГц, желательной для построения сети LTE, говорил ранее заместитель министра Наум Мардер, которого цитировал «Интерфакс».

«Концепцию разделения частот на четырех участников мы одобряем, потому что это инженерная концепция. А кто будет и как будет участником – это уже предмет совершенно другой дискуссии», – подчеркнул он.

В Ассоциации региональных операторов связи считают, что результаты распределения частот предопределены: их получат участники «Союза LTE», исследовавшего спектр с декабря 2010 года. По мнению представителей оператора Tele2, строительство сети LTE возможно и на частотах 1800 МГц, на которых сейчас работает связь стандарта GSM.

АРОС подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Минкомсвязи нарушило закон о конкуренции, решили в ФАС.

Ведомство «считает недопустимым рассмотрение вопроса о развитии сетей LTE, основываясь исключительно на предложениях «Ростелекома», «МТС», «Вымпелкома» и «Мегафона», не учитывающих предложения иных хозяйствующих субъектов».

Олигополия мешает конкуренции – это не в интересах потребителей, резюмирует ФАС.

Антимонопольная служба направит в правительство предложения по развитию конкурентного рынка связи и предписывает Минкомсвязи одновременно рассматривать все предложений по LTE, «не допуская преимущественных условий для отдельных участников рынка».

МТС, «Мегафон» «Вымпелком» и «Ростелеком» получили разрешение ГКРЧ на исследование частотного спектра для LTE и подготовку предложения по конверсии в декабре 2010 года. Исследования необходимы для конверсии части военных частот.

Операторы исследуют частотные диапазоны и определяют условия электромагнитной совместимости сети 4G/LTE с другими сетями связи. Одна из задач «Союза LTE» – подготовка предложения по использованию частот и конкурсным условиям.

Работу компаний одобрил премьер-министр Владимир Путин. В марте 2011 года «большая тройка» и государственный «Ростелеком» в его присутствии подписали соглашение о создании совместного предприятия для развития сетей связи четвертого поколения. Договор предполагает совместное использование инфраструктуры компании Yota и опцион на выкуп долей в капитале ООО «Скартел» (управляющая компания — Yota Group).

«Консорциум выполнял поставленные перед ним технические задачи по исследованию возможности создания сетей связи четвертого поколения», – говорит представитель «Союза LTE», отмечая, что решение о распределении частот находится в компетенции ГКРЧ. «Мегафон» и «Вымпелком» отказались от комментариев, получить оперативные комментарии МТС и «Ростелекома» не удалось.

«Tele2 последовательно выступает за обеспечение равных условий для всех участников телекоммуникационного рынка России», – говорят в компании, не вошедшей в консорциум по 4G.

«Распределение частотного ресурса должно носить прозрачный характер. Мы также выступаем за введение принципа технологической нейтральности – возможности для операторов самостоятельно выбирать технологии, используемые в рамках уже выданных частот. Это наиболее эффективный способ как можно быстрее построить сети LTE в нашей стране», – уверен представитель Tele2.

Комиссия не является ни юридическим лицом, ни федеральным органом исполнительной власти. Ее решения не регулируются антимонопольным законодательством. В январе Российский союз промышленников и предпринимателей предлагал придать ГКРЧ статус федерального органа исполнительной власти, передать часть вопросов регулирования радиочастотного спектра в правительство, а решения ГКРЧ утверждать в Минкомсвязи.