Россиянам интересны гаджеты с операторскими бонусами и смартфоны B-брендов

МТС продолжает публиковать исследования рынка мобильных интернет-гаджетов. На сей раз оператор проанализировал основные тренды развития российского рынка смартфонов с точки зрения брендов и операционных систем.

В третьем квартале 2013 года операционная система Android укрепила позиции самой популярной ОС в России. За год продажи смартфонов, работающих на этой операционной системе, увеличились с 64% до 75,6%, прирост в сравнении со вторым кварталом 2013 года составил 4,4 п.п. Рост популярности смартфонов на Android происходит за счет большого количества доступных устройств, которые вызывают интерес у разных целевых аудиторий.

С другой стороны, при тотальном превосходстве устройств на Android, россияне гибки и готовы рассматривать смартфоны, работающие на альтернативных операционных системах, в первую очередь — Windows Phone, Asha. В третьем квартале 2013 года доля проданных смартфонов на ОС Windows Phone вдвое превысила среднерыночный показатель (11,2% против 6,2%).

При выборе новых гаджетов россияне интересуются не только самими устройствами, но и возможностью получить бонусы от операторов. Так, по итогам третьего квартала в лидеры продаж смартфонов, проданных во всех ценовых категориях, вошли устройства, реализованные в рамках маркетинговых акций с операторами связи. Вендорам выгодно, чтобы пользователи были мотивированы различными операторскими бонусами. Таким образом, A-бренды пытаются удержать долю рынка, вступая в борьбе за клиента в коалицию с операторами связи.

Третий квартал 2013 года ознаменовал закат эпохи операционной системы Symbian. За год в сравнении с третьим кварталом 2012 года продажи Symbian-устройств в России сократились в 35 раз. В июле—сентябре текущего года лишь 0,3% от проданных в России смартфонов работали на этой системе, тогда как годом ранее — 10,7%. За год в десять раз сократилось и число аппаратов с операционной системой Bada от Samsung — в третьем квартале лишь 1,3% проданных в России смартфонов работали на Bada (годом ранее — 11,7%).

Место Symbian в продуктовой линейке Nokia заняли операционные системы Asha и Windows Phone — первая для бюджетных смартфонов серии Asha, вторая — для более дорогой серии Lumia. Такой подход позволил Nokia удержать продажи на уровне 14,6%, продемонстрировав самые низкие из списка лидеров прошлогоднего рейтинга темпы сокращения доли рынка в России. В третьем квартале 2013 года продажи устройств Nokia сократились с 16,7 п.п. до 14,6 п.п., при этом у Samsung тот же показатель снизился с 43,6% до 28,3%, у Sony — с 9,3% до 6,8%, а у HTC — с 7,9% до 6,3%.

В третьем квартале сохранился главный тренд первой половины 2013 года — слабеющая доля ведущих игроков на рынке смартфонов в России на фоне растущего интереса к недорогим продуктам B-брендов.

Самый впечатляющий результат показал российский бренд Explay, который за год увеличил присутствие на рынке с 0,4% до 2,8%, а также марка ZTE — с 0,3% до 1,0%. Устройства Philips модельной серии Xenium в третьем квартале 2013 года в сравнении с третьим кварталом 2012 года выросли в продажах на 1 п.п. до 1,9%, также укрепили позиции Alcatel — с 1,7% до 4,3% и Huawei — с 1,3% до 1,7%. Кроме того, 1,2% рынка заняли появившиеся в конце 2012 года на российском рынке смартфоны Lenovo. Продукты B-брендов нацелены на продвинутую аудиторию, которая ищет наиболее функциональные смартфоны за меньшие деньги, отбирая покупателей у A-брендов.