Смартфоны — драйвер роста рынка мобильного интернета в России

По оценкам МТС, абонентская база передачи данных с мобильных устройств операторов «большой тройки», выраженная в SIM-картах, по итогам 1 квартала 2013 года превысила 65 млн, всего по российскому рынку составила более 70 млн. При этом темпы роста трафика мобильной передачи данных в России в разы опережают прирост абонентской базы пользователей мобильного интернета: в 1 квартале 2013 года  по сравнению с 1 кварталом 2012 года объем интернет-трафика вырос в два раза, число активных пользователей мобильного интернета увеличилось на 10%. 

По оценке МТС, в 1 квартале 2013 года в России продано 3,5 млн смартфонов — на 36,2% больше по сравнению с 1 кварталом прошлого года.

В денежном выражении рынок смартфонов составил 38,3 млрд рублей — на 42,5% больше показателя за 1 квартал 2012 года.

Доля смартфонов в общем количестве проданных мобильных телефонов по итогам 1 квартала 2013 года составила 40%, что на 13,3 п.п. больше значения за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении доля смартфонов достигла 78%, увеличившись за год на 16,5 п.п.

Средняя рыночная цена проданных смартфонов в 1 квартале 2013 года выросла на 4,6% относительно аналогичного периода 2012 года. Рост средней цены проданных смартфонов связан с активностью ритейлеров, которые в ожидании выхода новинок снижали цены на флагманские модели, запущенные в прошлом году, что увеличило спрос на такие модели.

В рейтинге популярности мобильных операционных систем в сегменте смартфонов на российском рынке в 1 квартале 2013 года лидерство упрочила платформа Android — доля смартфонов на этой ОС превысила 70%. Вторая позиция у ОС Asha, ее доля составила 8,4%, замыкает тройку iOS c 8%.

Количество проданных в России телефонов в 1 квартале 2013 года уменьшилось на 8,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 8,7 млн аппаратов.

Тенденция смещения интересов покупателей в пользу смартфонов обеспечивает стабильный рост рынка в денежном выражении при снижении общего числа продаваемых устройств. Сокращение объема рынка мобильных телефонов в штучном выражении связано со снижением покупательской активности по сравнению со второй половиной 2011 года и 2012 годом, когда банки включились в систему pos-кредитования в розничных сетях, а ритейлеры соперничали в ценовых акциях, что стимулировало высокий уровень продаж и привело к временному насыщению рынка.

В денежном выражении рынок мобильных телефонов вырос на 12,4% по сравнению с 1 кварталом 2012 года, его объем составил 49,1 млрд рублей.

Средняя рыночная цена проданного телефона в 1 квартале 2013 года увеличилась на 22,7% относительно аналогичного периода 2012 года и составила 5687 рублей.