Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
, Источник: Forbes

На запасной орбите: почему Россия проигрывает битву за космос

Масштабная битва за космос развернется на международном уровне в ближайшие несколько лет. К этому сражению корпорация «Роскосмос», существущая исключительно благодаря государству, подходит в далеко не лучшем виде. Частные игроки стремительно лишают российскую компанию денежных заказов.

Тем, кто следит за космической отраслью, известно: компания Илона Маска SpaceX после первого удачного цикла использования ракеты, включавшего в себя старт, разгон и посадку, серьезно пошатнула позиции «Роскосмоса» на рынке космических услуг. Поначалу над компанией Маска смеялись на государственном уровне.

Falcon 9 — семейство одноразовых и частично многоразовых ракет-носителей тяжёлого класса компании SpaceX. Фото: Space.com

Теперь же разговоры о том, что Россия остается великой космической державой, ведут лишь в тех случаях, когда в рамках международных проектов требуется разделить серьезные расходы. В проектах поменьше российские достижения остаются практически незамеченными. Больше того: Россия почти потеряла один из наиболее востребованных секторов международного рынка космических услуг — вывод полезной нагрузки на орбиту.

Если не брать во внимание статистику нескольких лет, а сосредоточиться лишь на последних трех годах, то можно убедиться, что с момента выхода на мировой рынок компании SpaceX количество коммерческих пусков в России заметно снижается. Наиболее удачным для России был 2015 год — 23 успешных пуска из 26 осуществленных. Однако уже через год общее количество пусков снизилось до 17. В 2017 году было совершено 19 космических пусков, а за половину текущего года Россия осуществила всего 6 запусков, пропуская вперед основных конкурентов — Соединенные Штаты и Китай.

Технологичность и надежность российских ракет вопросов не вызывает — внештатные ситуации случаются у всех, даже у самых подготовленных. Важны и другие обстоятельства. Российские ракетостроители часто говорят, что техническая и научная возможность проектировать и строить уникальные ракеты есть, но делать это просто так «Роскосмос» никогда не будет. Это можно объяснить: каждая ракета — это десятки миллионов долларов инвестиций, которые должны работать и приносить прибыль государству.

Вывоз «Союз-2.1а» с технического на стартовый комплекс космодрома Восточный. Фото: Roscosmos/facebook

Как раз прибыльностью российская космонавтика похвастаться не может. Работа по линии Минобороны и постоянные пуски спутников дистанционного зондирования Земли и других космических аппаратов, функционал которых засекречен, безусловно, важны при соблюдении государственных интересов и программ, направленных на обеспечение национальной безопасности.

Главной претензией к «Роскосмосу» на протяжении последних нескольких лет оставалась неспособность зарабатывать деньги. Все ресурсы для создания под крылом государственной корпорации серьезной международной космической «дочки», способной освоить многомиллиардный рынок, у компании были и есть до сих пор, однако решений руководства компании в этом направлении не было и по-прежнему нет.

Вывоз «Союз-2.1а» с технического на стартовый комплекс космодрома Восточный. Фото: Roscosmos/facebook

Госкомпании теряют контроль

Периоду затишья вскоре может прийти конец. Партнерство государственных ведомств и частных компаний в США подало миру «дурной пример» того, что разработанная негосударственной компанией космическая программа может оказаться в десятки, если не в сотни раз дешевле тех, что на протяжении десятилетий предлагались крупными госкорпорациями.

Ярчайший пример — американская United Launch Alliance (ULA), созданная гигантами американского военно-промышленного комплекса Lockheed Martin и Boeing. Улыбчивый и вечно жизнерадостный Илон Маск может уничтожить эту структуру в ближайшие несколько лет.

Создатель частной космической фирмы SpaceX разом «сбросил» цену за космические пуски на $350млн — об этом сам Маск писал в Twitter, издевательски намекая на совершенно безумную стоимость космических пусков компании ULA в $420 млн. Если учесть, что за вывод космического аппарата SpaceX, по разным оценкам, просят $60−65 млн, нетрудно догадаться, что другие международные компании могут провести собственный аудит и посчитать, что текущие транши за «езду» в космос на российских ракетах составляют гораздо большие суммы.

На протяжении долгих лет помимо доставки космонавтов на орбиту и вывода полезной нагрузки одной из статей дохода оставалась продажа ракетных двигателей РД-180 в США. Такие двигатели использовались для коммерческих пусков в одноразовых ракетах Atlas-III и Atlas-V. Однако совсем быстро и неожиданно успешно для производителей и экспортеров двигателей подоспела замена.

Созданные компанией миллиардера Джефа Безоса Blue Origin двигатели ВЕ-4 уже испытаны, и в 2019 году должны занять свое место внутри новой ракеты ULA Vulcan. Не трудно догадаться, что после начала серийного производства американских двигателей, разработанные и производимые в России РД-180 могут оказаться никому не нужны.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-08» 13 февраля 2018 года. Фото: Roscosmos/facebook

«Роскосмос» не умеет зарабатывать

Курировать военно-промышленный комплекс вместо Дмитрия Рогозина в новом составе правительства будет бывший заместитель министра обороны Юрий Борисов — человек с невероятно высокой компетенцией, авторитетом и умением решать сложные задачи. Однако в ведении Борисова, по больше части, окажется сугубо военный космос, обеспечивающий потребности всех родов вооруженных сил. Это значит, что вести «Роскосмос» к новым коммерческим высотам и эффективности придется новому руководителю — бывшему вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Однако тут возникает закономерный вопрос: куда «Роскосмос» собирается двигаться? Какие программы будет реализовывать и чем будет заниматься? На протяжении многих лет считалось, что «Роскосмос» не конкурирует и не будет конкурировать с частными космическими компаниями.

Структура госкорпорации предусматривает обеспечение государственных интересов по работе с космическим пространством. Но если небольшие «частники», получившие лицензий для работы с коммерческими пусками, отберут сначала грузовые миссии по выводу полезной нагрузки в космос, а затем и пилотируемые, что останется «Роскосмосу»?

На этот вопрос руководство компании ответит совсем скоро, но не раньше, чем закончится серьезный внутренний аудит. При этом о масштабных сокращениях известно уже сегодня — только Федеральная космическая программа «похудеет» на 150 млрд рублей. Отсутствие эффективности и, как следствие, финансирования, может сказаться как на десятках межпланетных проектов, направленных на изучение особенностей ближайших планет Солнечной системы, так и на программе обеспечения страны национальной площадкой для вывода полезной нагрузки — второй очереди космодрома «Восточный».

Сопоставляя все факты можно обнаружить, что успешность и прибыльность «Роскосмоса» все еще обеспечивает исключительно государство. Однако мир меняется, и для того, чтобы находить средства на реализацию космических программ, нужно быть умнее основных конкурентов, предлагать более дешевые, практичные и надежные решения. Проблемы с финансированием «Роскосмоса» вполне могла бы решить дочерняя компания, созданная в рамках корпорации и направленная на решение задач по завоеванию рынка.

Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-08» 21 марта 2018 года. Фото: Roscosmos/facebook

Однако для того, чтобы догнать SpaceX и отвоевать долю коммерческих запусков обратно, руководству «Роскосмоса» придется совершить настоящее чудо. Единственной надеждой российской космонавтики (по крайней мере пока) остается крупный телекоммуникационный проект британской компании OneWeb, направленный на создание глобальной сети спутникового интернета.

Частичный выбор «Роскосмоса» в качестве оператора запусков здесь объясняется довольно просто — Илон Маск, скорее всего, просто не продаст собственные ракеты Falcon-9 под выведение на орбиту спутников основного конкурента. Он сам готовится подключить мир с спутниковому интернету Starlink.

Какое место в современной космонавтике займет «Роскосмос», станет понятно в ближайшие пару лет. Однако для того, чтобы не оказаться на обочине без денег, надежные решения для международного рынка космических услуг нужно придумать уже сейчас. Завтра может быть слишком поздно.

Иван Ерофеев

Это тоже интересно:

Обсуди с друзьями будущее российской космонавтики — нажми одну из кнопок ниже.
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
194
Влад Влад
В ответ на комментарий от Andrew Romashkin История переписки4
Andrew Romashkin
При чём тут русский язык? С ним тут всё нормально. Я про факты.
СсылкаПожаловаться
Так нужно по фактам и говорить. А Ваше "Хйли лайкли" уже всем порядком надоело!
СсылкаПожаловаться
Andrew Romashkin
В ответ на комментарий от Влад Влад История переписки3
Влад Влад
Здесь обсуждение правил русского языка? Или это - единственное в чем Вы разбираетесь? Может есть иная причина? Например, Вы - из числа "дочерей офицеров". Простите, Вы когда на "службу" приходите - сидите в форме? Или переодеваетесь в гражданское - ибо, не дай Бог , русский хакер активизирует вебкамеру и выдаст в Сеть Ваш истинный облик?
СсылкаПожаловаться
При чём тут русский язык? С ним тут всё нормально. Я про факты.
СсылкаПожаловаться
Влад Влад
В ответ на комментарий от Andrew Romashkin История переписки2
Andrew Romashkin
Почему пишите вы, а стыдно мне? Тут ошибки есть практически во каждом предложении. Вы бы не писали комменты по темам, в которых не разбираетесь.
СсылкаПожаловаться
Здесь обсуждение правил русского языка? Или это - единственное в чем Вы разбираетесь? Может есть иная причина? Например, Вы - из числа "дочерей офицеров". Простите, Вы когда на "службу" приходите - сидите в форме? Или переодеваетесь в гражданское - ибо, не дай Бог , русский хакер активизирует вебкамеру и выдаст в Сеть Ваш истинный облик?
СсылкаПожаловаться
Andrew Romashkin
В ответ на комментарий от Влад Влад
Влад Влад
"двигатели ВЕ-4 уже испытаны"? Это разрушение испытательного стенда при взрыве двигателя называется успешным испытанием? Ну-ну. Двигатели закрытого цикла американцы не могут создать уже 20 лет. С того самого момента когда они узнали , что это в принципе возможно и давно уже работает. Даже вывезенная в лихие 90 -е документация на НК-33 не помогла.А ведь вывозили все что плохо лежало за горсть стеклянных бус. Теперь дальше. Маск , говорите? Цену сбил , говорите? А теперь пороемся в деталях. И копать глубоко не нужно. Двигатели. Взяты из запасов лунной программы. Их оставалось после Брауна 800 шт. Тогда все что касалось лунной программы штамповалось в больших количествах. И когда программа резко была свернута - многое осталось на складах на консервации. Конечно, неплохо , что один паренек вдруг решил - зачем металлу гнить ? Пусть поработает. Но даже если учесть, что некоторая часть движков слетает не один раз - рано или поздно они закончатся. Своего производства нет. Проектирование , как это обычно происходит в америке - стоит огромных денег и времени . Без гарантии на результат. Проверено временем. Таким образом, пузырь под названием Маск сдуется. Он не первый и не последний. С ЖРД на углеводородах америке вообще никогда не везло. Они так и не сумели продвинуться дальше первого поколения. Да и то благодаря Брауну. Так что - просто подождем. Вернее - не будем лишний раз дергаться. И работать по своим планам.
СсылкаПожаловаться
Почему пишите вы, а стыдно мне? Тут ошибки есть практически во каждом предложении. Вы бы не писали комменты по темам, в которых не разбираетесь.
СсылкаПожаловаться
Сергей Кан
Очередная попытка инициировать приватизацию госкорпораций.Ну разумеется всё надо отдать новым чубайсам с гайдарами и всё будет тип-топ,ну кто бы сомневался.Почитайте только как автор распевает оды частным компаниям.Прочитали?Теперь все бегим рассовывать всё в частные руки с последующим уничтожением...Проблемы,конечно есть и их надо решать,но снова начинать эту дикость с приватизациями просто тупо!Автор,пошёл в ЖОПУ!
СсылкаПожаловаться
rasim gafarov
Не надо было смеяться над американцами за то что те использовали российкие двигатели для своих ракет, как говорится смеётся тот кто смеётся последним.
СсылкаПожаловаться
УТК Сталь нержавеющий прокат
В ответ на комментарий от Влад Влад
Влад Влад
"двигатели ВЕ-4 уже испытаны"? Это разрушение испытательного стенда при взрыве двигателя называется успешным испытанием? Ну-ну. Двигатели закрытого цикла американцы не могут создать уже 20 лет. С того самого момента когда они узнали , что это в принципе возможно и давно уже работает. Даже вывезенная в лихие 90 -е документация на НК-33 не помогла.А ведь вывозили все что плохо лежало за горсть стеклянных бус. Теперь дальше. Маск , говорите? Цену сбил , говорите? А теперь пороемся в деталях. И копать глубоко не нужно. Двигатели. Взяты из запасов лунной программы. Их оставалось после Брауна 800 шт. Тогда все что касалось лунной программы штамповалось в больших количествах. И когда программа резко была свернута - многое осталось на складах на консервации. Конечно, неплохо , что один паренек вдруг решил - зачем металлу гнить ? Пусть поработает. Но даже если учесть, что некоторая часть движков слетает не один раз - рано или поздно они закончатся. Своего производства нет. Проектирование , как это обычно происходит в америке - стоит огромных денег и времени . Без гарантии на результат. Проверено временем. Таким образом, пузырь под названием Маск сдуется. Он не первый и не последний. С ЖРД на углеводородах америке вообще никогда не везло. Они так и не сумели продвинуться дальше первого поколения. Да и то благодаря Брауну. Так что - просто подождем. Вернее - не будем лишний раз дергаться. И работать по своим планам.
СсылкаПожаловаться
ва
СсылкаПожаловаться
Александра Иванова
tech-mail.ᴼᴼᴼ
СсылкаПожаловаться
Рыбак рыбаков
Я в ней уже 45 лет работаю, и вижу изнутри наши "достижения". За державу обидно...
СсылкаПожаловаться
Сергей Сергеев
В ответ на комментарий от Рыбак рыбаков
Рыбак рыбаков
"...Какое место в современной космонавтике займет «Роскосмос», станет понятно в ближайшие пару лет. Однако для того, чтобы не оказаться на обочине без денег, надежные решения для международного рынка космических услуг нужно придумать уже сейчас. Завтра может быть слишком поздно..." Поздно уже сегодня. Завтра будем прыгать на батуте...
СсылкаПожаловаться
За Россию радеешь или, как кастрюли, на пиндoстан работаешь?
СсылкаПожаловаться
Рыбак рыбаков
"...Какое место в современной космонавтике займет «Роскосмос», станет понятно в ближайшие пару лет. Однако для того, чтобы не оказаться на обочине без денег, надежные решения для международного рынка космических услуг нужно придумать уже сейчас. Завтра может быть слишком поздно..." Поздно уже сегодня. Завтра будем прыгать на батуте...
СсылкаПожаловаться
Дмитрий Адамов
В ответ на комментарий от Нет История переписки7
Нет
Зря не стали доучиваться, сейчас бы уже может главным инженером в Курчатовском институте уже были бы по российским сверхзвуковым ракетам на ядерном двигателе
СсылкаПожаловаться
Это вряд ли. Самые новые комплексы Р-29 и Р-39 уже были приняты и развернуты. Для экспериментов по проектам барк и синева готовых спецов хватало. По слухам из доучившихся кому-то нашлась работа в лаборатории в Верхней Салде - смесевое топливо мешать-экспериментировать. Остальные не по специальности. Сейчас снова нужны, но это уже следующие поколения выпускников. Бардак с тех времен с этим компонентом сил сдерживания продолжается. Комплекс Р-39 (твердотопливный, лодки "Акула") снят с вооружения потому что кончается срок годности ракет. Комплекс Р-29 (жидкостный, лодки проекта 667) снимается, потому что списываются лодки. Хотя и до сих пор составляют основу. Вот чем закончилась затея с советскими БРПЛ на твердом топливе, монстрообразными лодками и ракетами, которые стало трудно возобновлять и эксплуатировать. Технологии до твердого топлива дошли только сейчас. Жидкостная Р-29 по параметрам до сих пор лучше. Твердотопливный Трайдент 2 при близких параметрах слегка великоват - 50 тонн против 30. Такую ракету не надо пихать в лодку, минитмен, тополь имеют похожий вес и стреляют на полшарика со своей территории. Для меня идеал и предмет гордости именно ракета комплекса Р-29.
СсылкаПожаловаться
Нет
В ответ на комментарий от Андрей Митрохин История переписки12
Андрей Митрохин
Указывает тебе твой надзиратель в кремлебот-центре. А я тебе конкретно и по факту говорю - лижи Путину лучше, а то тебя лишат премии и выпишут штраф.
СсылкаПожаловаться
вероятно тебе его уже выписали в госдепе, раз про Путина никак не забудешь, давай отрабатывай штраф а то доллары фантики не получишь ни разу=)
СсылкаПожаловаться
Андрей Митрохин
В ответ на комментарий от Нет История переписки11
Нет
американосос ты мне еще поуказывай что мне делать или не делать=)
СсылкаПожаловаться
Указывает тебе твой надзиратель в кремлебот-центре. А я тебе конкретно и по факту говорю - лижи Путину лучше, а то тебя лишат премии и выпишут штраф.
СсылкаПожаловаться
Нет
В ответ на комментарий от Андрей Митрохин История переписки10
Андрей Митрохин
Как это причём?? Как ты смеешь такое говорить кремлебот. Ведь это же ваша работа везде хвалить Путина и его банду, так что давай, дерзай.
СсылкаПожаловаться
американосос ты мне еще поуказывай что мне делать или не делать=)
СсылкаПожаловаться
Андрей Митрохин
В ответ на комментарий от Нет История переписки9
Нет
американосос,ты тему статьи видел или нет,причем тут вообще Путин,раб кремля,иди проспись=)
СсылкаПожаловаться
Как это причём?? Как ты смеешь такое говорить кремлебот. Ведь это же ваша работа везде хвалить Путина и его банду, так что давай, дерзай.
СсылкаПожаловаться
Нет
В ответ на комментарий от Андрей Митрохин История переписки8
Андрей Митрохин
Членосос кремлёвский, почему Путин клялся что не поднимет пенсионный возраст, а сам под шумок одобрил это подлое действо правительства? Ну как же, ведь Чм начался, думал никто не заметит? На березе его надо повесить вниз головой.
СсылкаПожаловаться
американосос,ты тему статьи видел или нет,причем тут вообще Путин,раб кремля,иди проспись=)
СсылкаПожаловаться
Андрей Митрохин
В ответ на комментарий от Нет История переписки7
Нет
американосос опять ты выполз из свой психушки, налей себе украинской Боярки и угомонись уже=)
СсылкаПожаловаться
Членосос кремлёвский, почему Путин клялся что не поднимет пенсионный возраст, а сам под шумок одобрил это подлое действо правительства? Ну как же, ведь Чм начался, думал никто не заметит? На березе его надо повесить вниз головой.
СсылкаПожаловаться
Нет
В ответ на комментарий от Андрей Митрохин История переписки6
Андрей Митрохин
"... а вы откуда так хорошо всё это знаете..."
Потому что этот человек не вонючий глупый кремлебот как ТЫ, вот и знает. И что касается "Америка на наших двигателях летает", то на счёт этой устаревшей кремлевской пропаганды в сети полно материалов, которые разоблачают эту чушь про то, что мол Америка без российских двигателей никуда..
Так что, мерзкая кремлеботина, скажи своим надзирателям, чтобы методички тебе новые выдали, в которых будет написано что двигатели для Америки Енергомаш делал по заказу и при финансировании этой самой Америки ещё в 1990-е годы. И то что Россия права не имеет продавать эти двигатели без согласования со Штатами.
СсылкаПожаловаться
американосос опять ты выполз из свой психушки, налей себе украинской Боярки и угомонись уже=)
СсылкаПожаловаться
Нет
В ответ на комментарий от Дмитрий Адамов История переписки6
Дмитрий Адамов
Не работал, только учился на спец. 160700 (ЖРД). Как раз когда полетела "Энергия" и "Буран". Потом всё это резко закончилось. Даже нек. преподаватели от разочарования вели себя по-свински. Даже не закончил, перешел на менее пафосную спец. на вечернем. Но основные моменты понятны, что и зачем в движке делается. Отчасти по конструкции носителя. Если бы доучился, может имел бы отношение к КБМ им. Макеева и лодочным ракетам. Наше профильный заказчик для Вуза. Самые интересные ракеты и двжки - "напиханы" и оптимизированы глубже носителей. Потому что по массе-габаритам это ближе к РСД. Собственно с полной нагрузкой они таковыми и являются. Что трайдент, что булава стреляют на полную дальность с облегченной головой. Чтобы хоть этого добиться применяется много необычных красивых и сложных решений. Носители по сравнению с ними слегка примитивные. По привычке интересуюсь чем отрасль живет.
СсылкаПожаловаться
Зря не стали доучиваться, сейчас бы уже может главным инженером в Курчатовском институте уже были бы по российским сверхзвуковым ракетам на ядерном двигателе
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас