Россияне экономят на еде больше, чем на электронике

Индекс потребительского доверия Nielsen в России в I квартале 2016 года достиг самого низкого уровня за 11 лет, сообщает «Коммерсант». Однако люди сильнее экономят на покупке еды, чем на приобретении электроники.

Хуже, чем в 2009

Экономический кризис 2009 года был достаточно серьезным, однако сегодня ситуация ещё сложнее. Так, семь лет назад доля россиян, которые располагают средствами после оплаты обязательных счетов и трат на основные нужды, составляла 93-96%, сейчас — 82%.

В то, что ситуация улучшится, не верят 70% опрошенных

Свободные деньги в I квартале 2016 года тратили в основном на покупку новой одежды (36%), отпуск (31%) или же переводили в сбережения (31%). При этом 76% опрошенных стремились экономить.

Повременить с покупкой электроники решили 45% респондентов, год назад этот показатель равнялся 43%. Интересно, что на продуктах питания экономило большее количество участников исследования (52% против 48% годом ранее), а от покупки одежды отказывался 61% (прошлогодний показатель — 55%).

Мнение экспертов

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров утверждает, что россияне стали рациональнее подходить к выбору магазинов: теперь удобство расположения имеет небольшое значение, важнее уровень цен и ассортимент.

Директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова высказалась пессимистично:

Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня.
Марина Лапенкова
Директор по работе с глобальными клиентами "Nielsen Россия"

Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова считает, что во II квартале индекс потребительского доверия может вырасти за счет сезонности. Однако активность будет оставаться низкой из-за сокращения реальных доходов, так что ждать всплеска продаж техники, как и любых других продуктов, не стоит.