Интернет ломает традиции

Модель прямой продажи музыки и фильмов в интернете больше не работает. «Она сломалась», – констатирует исполнительный директор Mail.ru Group Дмитрий Гришин. Реально зарабатывать можно на продаже дополнительных опций. Издатели и продюсеры не согласны: стоимость информации определяют качество и актуальность.

Традиционная модель распространения платного контента в интернете – в частности, музыки, игр и фильмов – больше не работает, признал сооснователь и исполнительный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.

«Она сломалась», – заявил топ-менеджер на московской конференции DLD, организованной в партнерстве с фондом «Сколково». Плата за скачивание отдельных треков и фильмов сейчас функционирует в формате сетевых подписных сервисов. Этот рынок в глобальном масштабе оценивается в миллиарды долларов – в сотни раз меньше, чем рынок доступа в интернет, и в десятки раз меньше рынка онлайн-рекламы. В 2011 году рунет собрал почти 42 млрд рублей, подсчитали ранее в Ассоциации коммуникационных агентств России.

Если пропорции, характерные для глобального рынка, сохраняются в России, платное скачивание контента приносит менее 5 млрд рублей в год. Альтернативный вариант – бесплатное распространение контента с возможностью оплаты дополнительных возможностей и сервисов. На рынке игр это freetoplay, бесплатное скачивание игры в сочетании с возможностью покупки дополнительных опций и виртуальных товаров. Подобная модель используется и в социальных играх, например в популярном «Счастливом фермере». В случае с видео и аудиоконтентом возможна плата за стриминг – доступ к обновляющемуся списку композиций (видеозаписей) одного артиста или близкой тематики.

«Но часть контента должна обязательно быть доступна бесплатно», – сказал Гришин «Газете.Ru», добавив, что пользователям можно предложить заплатить за продолжение просмотра. Для России такая бизнес-модель актуальнее традиционной платы за треки, уверен он. «Плата за контент ограничивает возможность попробовать. Альтернативная модель позволяет людям тратить столько, сколько они хотят, – $10, $50 или $100», – заметил Гришин, назвав такой источник доходов более стабильным по сравнению с покупкой контента в сети. «Спад в экономике не провоцирует резкое снижение доходов, быстрый рост не приводит к скачку», – утверждает он.

Apple не согласилась бы, замечает Томас Кюнстер, вице-президент Booz&Co, участвовавший в дискуссии с Гришиным.
Не только Apple, но и Burda, заметил Пол-Бернард Каллен, исполнительный директор HubertBurdaMedia. «Модель распространения зависит от типа и качества контента, – сказал он «Газете.Ru». – Люди готовы платить за статьи The Wall Street Journal и прогнозы Нуриэля Рубини. Если речь идет об общедоступном контенте, модель платного распространения работать не будет». В качестве примера медийного бренда, способного генерировать платный контент, из портфеля Burda он назвал журнал Focus.

«Но это требует больших инвестиций», – признал Каллен, не ответив на вопрос, возможен ли в принципе экономически обоснованный вариант бесплатного распространения подобного контента.
В России по модели платного распространения контента работает газета «Ведомости», которую выпускает издательский дом «Бизнес ньюс медиа» в партнерстве с The Wall Street Journal и Financial Times.

Российские продюсеры консервативны: «Мы рассматриваем интернет как площадку для коммерческой эксплуатации произведений и заинтересованы в их легальном использовании», – говорил «Газете.Ru» в декабре юридический советник ассоциации теле- и кинопродюсеров России Сергей Семенов.