Нобелевскую премию по физике присудили за разработки в области лазерной оптики

Нобелевская премия по физике 2018 года присуждена Артуру Эшкину (Arthur Ashkin) за оптический пинцет и его применение в области биологии, Жерару Муру (Gerard Mourou) и Донне Стрикленд (Donna Strickland) за разработку метода генерации высокоинтенсивных ультракоротких оптических импульсов.

Нобелевская премия по физике 2018 года присуждена Артуру Эшкину (Arthur Ashkin) за оптический пинцет и его применение в области биологии, Жерару Муру (Gerard Mourou) и Донне Стрикленд (Donna Strickland) за разработку метода генерации высокоинтенсивных ультракоротких оптических импульсов. Прямая трансляция объявления победителя ведется на сайте Нобелевского комитета. Подробнее о заслугах ученых можно узнать в пресс-релизе Нобелевского комитета.

Arthur Ashkin (Фото: LaserFest)
Arthur Ashkin (Фото: LaserFest)

Размер Нобелевской премии не фиксирован, а определяется процентами со счета Альфреда Нобеля — поэтому на протяжении истории он постоянно колебался, хотя и оставался в районе одного миллиона долларов в пересчете на современный курс.

Максимальными премиями лауреатов награждали в 2007 году — тогда размер одной премии составлял примерно 1,56 миллиона долларов. В 2012 году фонд уменьшил все премии на 20 процентов, чтобы избежать сокращения капитала. В этом году размер премии составляет 9 миллионов крон (чуть меньше 1 миллиона долларов США по текущему курсу).

В прошлом году Нобелевскую премию по физике получили Райнер Вайсс, Барри Бэриш и Кип Торн «за решающий вклад в детектор LIGO и за наблюдение гравитационных волн». Благодаря работе ученых астрономы получили еще один канал наблюдений за далекими объектами. Более подробно про историю и работу детектора LIGO, а также про будущее гравитационной астрономии можно прочитать в наших материалах «Тоньше протона» и «За волной волна».

В 2016 году лауреатами Нобелевской премии по физике стали Дункан Халдейн, Дэвид Таулесс и Майкл Костерлиц, разработавшие теорию топологических фазовых переходов. Построенная физиками теория предсказывает, что в двумерных системах могут существовать фазовые переходы, хотя параметр порядка в них отсутствует, — это позволяет описывать сверхпроводимость, сверхтекучесть и магнитное упорядочивание в тонких слоях материалов. Подробнее про работу ученых можно прочитать в материале «Топологически защищен».

Дмитрий Трунин.

Читайте также: