Nokia обошла Samsung в России

Ритейлер «Евросеть» опубликовал предварительные результаты продаж смартфонов и телефонов в России в летние месяцы. Смартфоны Samsung стали пользоваться меньшим спросом, кроме того, Nokia смогла обойти Samsung по продажам телефонов (обычных трубок и смартфонов суммарно). Ситуацию специально для Hi-Tech.Mail.Ru комментируют представители «Евросети», «Связного» и «Media Markt».

Как видим, одним из основных трендов стал рост популярности смартфонов В- и С-брендов. Если еще год назад продажи этих девайсов в количественном выражении (штуках) составляли всего 3%, то теперь их доля выросла до 15%. Так как стоимость таких устройств, как правило, очень мала, то в денежном выражении их доля составляет всего 8%, что, тем не менее, намного больше, чем годом ранее — всего 1%.

Рост популярности этих трубок происходит на фоне падения продаж А-брендов. Особенно это заметно на примере Samsung. Годом ранее корейский производитель занимал 44% российского рынка смартфонов и в количественном, и в денежном выражении, а теперь этот показатель упал сразу до 28 и 33% соответственно.

Стоит также отметить, что стабильный рост показала компания Apple — ее продажи выросли за год с 5 до 9% в количественном выражении и с 11 до 19% — в денежном.

Что касается рынка телефонов (считаются суммарно обычные трубки и смартфоны), то тут мы наблюдаем смену лидера. Nokia теперь продает больше девайсов, чем корейский производитель — 29% против 27%. Однако в денежном выражении серьезно проигрывает ему.

Это говорит о том, что лидерство компании базируется на продажах бюджетных трубок — обычных «звонилок» и недорогих смартфонов, вроде популярного Lumia 520 (см. обзор на Hi-Tech.Mail.Ru).

В целом, тут мы наблюдаем те же тенденции — снижение доли Samsung под напором менее известных брендов и стабильный рост популярности смартфонов Apple.

Специально для Hi-Tech.Mail.Ru сложившуюся динамику прокомментировал вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин:

«Относительно летнего периода прошлого года, в июне—августе 2013 года рынок сотовых телефонов и смартфонов продемонстрировал падение в натуральном выражении на 4% и рост в денежном на 11% за счет снижения спроса на телефоны без операционных систем и перехода на смартфоны. Этим летом, по сравнению с прошлым, количество продаж обычных телефонов сократилось почти на 27%, а выручка — на 39%.

Рынок смартфонов продолжил показывать положительную динамику: прирост в натуральном выражении составил 52%, в денежном выражении — 38%. Смартфон становится все более доступным устройством: средняя цена смартфона снизилась на 10% с 10,6 тыс. руб. до 9,6 тыс. руб. Летом прошлого года минимальная цена на смартфон составляла около 3 тыс. руб., летом текущего — уже около 2 тыс. руб. На данный момент доля смартфонов на рынке телефонов равняется 81% в денежном выражении и 45% в количественном.

Лидерство на рынке сотовых телефонов и смартфонов в количественном выражении вернула Nokia, отыграв позиции в бюджетном сегменте за счет более конкурентных цен. Ее доля на рынке составила 29%. При этом позиция Nokia на рынке в денежном выражении ухудшилась».

C данными «Евросети» соглашаются в «Связном».

По нашим оценкам, в июне и июле доля Nokia в совокупных продажах обычных мобильных телефонов и смартфонов превысила долю Samsung (в штуках). Это объясняется тем, что Nokia помимо смартфонов представляет хороший выбор доступных и надежных feature phones, а у целевой аудитории покупателей этих устройств высока лояльность к бренду.

Если говорить о смартфонах, доля Nokia в продажах смартфонов меньше, чем у корейского бренда. Однако бренд успешно позиционирует себя и в бюджетном сегменте, и в средней и «флагманской» ценовых категориях, неизменно входя в ТОП-3 самых продаваемых в России.

В частности, в бюджетном сегменте у Nokia есть очень удачная модель Asha 305 – кстати, это один из самых популярных двухсимочных смартфонов по результатам 1 полугодия 2013 года, а многосимочные устройства становятся все более популярными. В среднем и высоком ценовых сегментах Nokia предоставляет покупателям широкие возможности выбора между моделями своей линейки Lumia.

Также нужно понимать, что Nokia на рынке смартфонов является, по сути, уникальным игроком, занимая особый сегмент смартфонов на ОС Windows Phone. В России за последние 6 месяцев популярность ОС Windows Phone выросла значительно, и именно бренд Nokia стал ключевым игроком, благодаря которому это произошло. Доля ОС Windows Phone в продажах смартфонов в 1 полугодии 2013 года составила 6%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и «забрав» долю у Bada и Symbian. ОС заняла 3 место, войдя в «тройку» вместе с Android и iOS. Продажи устройств на WP в натуральном выражении (в штуках) в стране выросли более чем на 100% в 1 полугодии 2013 относительно 1 полугодия 2012.


Мирсамед Сеидов, старший менеджер отдела закупок сети Media Markt, в своем комментарии оперирует данными GFK.

Доли Nokia и Samsung в продажах в штуках практически равны, Samsung чуть опережает, и разница слегка меняется от недели к неделе. Вывод на рынок относительно бюджетных и вместе с тем привлекательных новинок — Lumia 520 и 720 — помог финской компании подтянуть позиции на рынке.

Если же сравнивать их долю в денежном выражении, то за продукцию Samsung покупатели проголосовали вдвое большей суммой, нежели за продукцию Nokia (примерно 33% у Samsung против 17% у Nokia). Причём доля Nokia в денежном выражении снизилась к прошлому году серьёзнее, нежели в штучном. Популярность Nokia поддерживается недорогими моделями, на которых производители, как правило, зарабатывают очень мало или вовсе ничего. В продажах Media Markt доля Nokia соответствует рыночной. Замечу, что и Samsung, и Nokia, потеснены третьими производителями в этом году по сравнению с тем же периодом (январь-сентябрь) прошлого года.

Представитель Nokia отказался от комментариев. В Samsung ответили, что принцип работы компании позволил ей в прошлом занять лидирующие позиции и еще даст свои плоды.