Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
, Источник: Коммерсантъ-Огонек

Оплата лицом. В метро — по базе данных

В московском метро в пилотном режиме заработала система распознавания лиц пассажиров с автоматической оплатой проезда. Как технологии, казавшиеся будущим, уже сегодня внедряются в нашу повседневность — читайте в материале.

Материалы подготовила Мария Портнягина.

Станция «Сухаревская» не особо примечательна. Достаточно сказать, что ее прежнее название — «Колхозная», открыта в 1971 году. Пилоны отделаны светло-желтым мрамором, пол выложен серым гранитом — сообщает справка о ней. Между тем станция попала в новостную сводку: именно на ней запущен пилот по оплате проезда с помощью системы распознавания лиц пассажиров. Пока, правда, для ограниченного круга — фокус-группы. Но, по заявлению столичных властей, «первые результаты внедрения технологии неплохие», так что на весь метрополитен она может быть перенесена уже к концу 2020 года.

Как устроена эта система? Пассажир скачивает на смартфон специальное приложение и проходит регистрацию. Для этого надо сделать селфи и ввести данные банковской карты. Далее, зайдя на станцию, пассажиру следует войти в «черный круг» — отмеченную цветом зону — и посмотреть на установленную над ним камеру, которая считает изображение человека. Стоимость поездки автоматически спишется с его счета — и створки турникета откроются.

Разработчики системы убеждают, что головной убор, очки или аксессуары программе не помеха, а вся процедура займет пару секунд.

Если учесть, что в загруженный день метро перевозит порядка 9 млн пассажиров, попытка ускорить их прохождение на станции кажется обоснованной. Это с одной стороны, с другой — так создается база биометрических данных граждан, которая может использоваться властями и в иных целях.
Фото: Depositphotos

Первые эксперименты по внедрению системы распознавания лиц стартовали в российской столице еще в 2017-м. По заявлению московской полиции, за два с лишним года тестовой работы системы, установленной на камеры наружного видеонаблюдения в метро, на улицах и у подъездов жилых домов (для этого были обновлены 40 процентов из 162 тысяч городских видеокамер), «было задержано несколько сотен человек». Работает просто: система сравнивает лица из видеопотока с базой находящихся в розыске и передает сообщение о «находке» полицейским поблизости. Опробовали новинку и на двух десятках массовых мероприятий, эффективность ощутима: полиция арестовала там более полутора сотен правонарушителей.

Картина, словом, вырисовывается благоприятная для властей, особенно теперь, когда полицейская функция дополнена сугубо гражданской — через возможность бесконтактной оплаты проезда. Хотя скептики тут как тут: статистика ошибок, допущенных системой распознавания лиц за время более чем двухгодичного тестирования, не раскрывается, — отмечают они.

Тревога объяснима: подсчитано, что даже при малой базе (тысяча человек) каждый 10-тысячный прохожий будет с высокой вероятностью похож на кого-то из этой базы. То есть вероятность ошибки высока, а значит, высока и доля ложных проверок, задержаний, а в случае с метро — ошибочного списания денег за поездку. Но о возможных издержках ни власти, ни ответственные за внедрение новой технологии структуры не говорят — «прорывной момент» важнее. И вот уже другая новость: крупные столичные киносети вводят систему распознавания лиц, чтобы «анализировать количество зрителей в зале, их пол, возраст, пользовательские характеристики» — для контроля посещаемости и планирования репертуара.

Москва в этом, как и во многом другом, ориентир для регионов. Но в деле внедрения систем распознавания лиц столица вовсе не единственный пионер. В Татарстане, например, сеть кофеен запустила систему лояльности, основанную на этой технологии, заменив «пластиковые дисконтные и клубные карты на сервис биометрической идентификации клиентов». Концерн «Калашников», обсуждает с Минстроем проект внедрения разработанной им системы распознавания лиц на строящихся объектах, аргументируя предложение тем, что это «позволит избавиться от заборов и сократить число охранников». А на конференции по цифровизации, прошедшей недавно в Перми, была представлена и всерьез обсуждалась возможность внедрения «системы биометрической идентификации учащихся», которая «способна диагностировать суицидальные наклонности или готовность создать криминогенную ситуацию» в среде школьников.

Словом, технологии будущего — уже наша повседневность. Хотя отечественная специфика (скорее даже экзотика) все равно дает себя знать. Например, в Волгограде завели «электронный проездной» для общественного транспорта, подобный столичной карте «Тройка», — называется «Волна». Пассажир может внести на нее сумму для оплаты проезда, при входе в трамвай или троллейбус обязан предъявить ее контролеру, который прикладывает карточку к считывающему устройству, а оно… распечатывает бумажный чек-билет. И нет никаких гарантий, что даже передовое распознавание лиц не обрастет по ходу внедрения по стране чем-то своим, особенным.

Иллюстрация: «Огонёк»

Экспертиза: Майк Элган, американский аналитик в области технологий

Жизнь по чужим правилам.

Система распознавания лиц, с одной стороны, открывает широкие возможности. Например, помогает в поиске преступников. На обывательском уровне, среди прочего, упрощает прохождение контроля в аэропорту или оплату покупок в магазине. Но с другой — создает почву для злоупотреблений.

Китай, допустим, часто критикуют за созданную в стране систему социального кредита. Она базируется на современных технологиях слежения и распознавания лиц, тем самым позволяет властям контролировать поведение граждан и применять к ним различные санкции, в частности лишать их доступа к определенным услугам.

Однако, если разбираться, то похожим образом действуют и крупные корпорации из Кремниевой долины.

Используя тот же набор технологий, различные сервисы, например по заказу такси, доставке еды, аренде жилья в другой стране на время отпуска, оценивают потребителей и заводят черные списки клиентов.
Майк Элган
Американский аналитик в области технологий

С учетом того что это корпорации, действующие по всему миру и порой занимающие чуть ли не монопольное положение в своей области, попадание в такой список создает человеку серьезные трудности в повседневной жизни. При этом разобраться, по каким основаниям он в нем оказался, на практике почти невозможно. Компании эту информацию не разглашают. Также практически нереально обычному пользователю добиться того, чтобы быть исключенным из этого стоп-листа.

Вот любопытный случай. Есть компания — лидер на рынке Северной Америки, Великобритании и Австралии, которая предоставляет барам и ресторанам оборудование для распознавания лиц клиентов. Существует их база, и при ней — черный список посетителей, замеченных в агрессивном поведении или приставаниях к другим клиентам заведений. То есть, условно говоря, вы могли перебрать в техасском заведении, набезобразничать спьяну и попасть в этот список, а потом, оказавшись за океаном, скажем в австралийском Сиднее, не быть пропущенным в заведение, которое тоже подключено к этой базе. Это крайний случай, но так это работает.

По сути, речь о той же системе социального кредитования. Только не на государственном уровне, как в КНР, а в матрице, создаваемой частными компаниями, которые устанавливают свои правила и санкции за их нарушение. Не впору ли говорить о наступлении корпоратократии, при которой выше законов оказываются лицензионные соглашения с пользователями?

Это тоже интересно:

Поделись с друзьями полезным материалом — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас