Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.Ru
, Источник: Forbes

Профиль заемщика. Как поведение в социальных сетях может снизить ставку по кредиту

Кредитные организации все активнее используют информацию из соцсетей для принятия решения по кредиту. Хороший профиль в интернете особенно важен для тех, у кого нет кредитной истории.

Люди, которые покупают войлочные накладки на ножки стула, чтобы не поцарапать пол, считаются более надежными заемщиками — такие клиенты никогда не пропускают свой платеж, сообщает издание The New York Times. Осторожнее надо быть с теми, кто посещает магазины с недорогими автомобильными запчастями и аксессуарами: рано или поздно они задержат оплату кредита.

Такие выводы были сделаны на основе анализа больших объемов статистических данных и даже попали в учебник по статистике в качестве примера.

CC0 Creative Commons

Не секрет, что банки давно уже используют данные о заемщиках из соцсетей, чтобы спрогнозировать их дальнейшее поведение и снизить риски дефолта. Эта информация не менее полезна, чем кредитная история клиента или список его покупок за год. Человек склонен быть менее откровенным с окружающими, чем с самим собой, иногда может обманывать и себя, но в целом люди совершенно беззащитны перед своим подсознанием.

Компьютер описывает личность человека на основе нескольких десятков лайков лучше, чем близкий родственник, писала Financial Times, ссылаясь на данные исследования ученых Кембриджского и Стэнфордского университетов.

Ставя лайки новостям, фотографиям, импульсивно подписываясь на группы по интересам, добавляя ту или иную песню в плейлист, пользователь рассказывает про себя гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Эта информация неплохо характеризует платежную дисциплину и потребительские предпочтения клиентов. Вряд ли кто-то будет спорить, что люди, подписанные на страницу Bloomberg в соцсети, внимательнее относятся к своим финансам, чем поклонники высоких ставок на тотализаторе.

Как работает социальный рейтинг

Социальный скоринг (оценка платежеспособности клиентов) работает по двум направлениям — выявление мошенников среди заемщиков (так называемый фрод-скоринг) и оценка возможного дефолта клиента.

Фрод-скоринг реагирует на всевозможные несоответствия в профиле пользователя. Допустим, если заемщику 35 лет, а средний возраст его друзей в соцсети около 20, то это повод присмотреться к нему повнимательнее.

Кроме того, если страница существует два месяца, а на ней уже сотни постов, то есть вероятность, что эта активность является искусственной. На подозрение может навести и несовпадение геотегов большинства фотографий с городом проживания в анкете. Если выполняются сразу несколько таких критериев, то можно быть почти наверняка уверенным, что перед вами мошенник.

Для оценки возможного дефолта заемщика система анализирует качественные данные, в том числе группы, на которые подписан пользователь. Сообщества с названием «Как обмануть банки», «Как не платить за аренду», «Сидевшие в «Крестах» — это плохой знак для кредитной организации. А вот наличие состоятельных друзей, «чек-инов» в престижных ресторанах, фотографий с зарубежного отдыха — напротив, очень хороший.

Соцсети также могут помочь заемщику получить кредит. Традиционная анкета кредитных организаций предполагает внесение информации только об официальном доходе. Однако у заемщика могут быть и дополнительные источники заработка, например, от сдачи недвижимости или монетизации хобби. Также у заемщика может быть достаточно состоятельный партнер. Всю эту информацию банк может увидеть в профиле на странице в соцсети.

Результаты анализа данных соцсетей конвертируются в баллы по шкале от 1 до 100, и если пользователь получил, например, 80 баллов, то вероятность одобрения кредита значительно выше.

Идеальный профиль

По нашей оценке, около 13% всех клиентов кредитных организаций не имеют кредитной истории — основного инструмента для традиционного скоринга. Оценить их платежеспособность очень сложно, поэтому многие банки отказывают им в выдаче займа, либо выдают кредит, но по более высокой ставке. Правильно и честно заполненный профиль в соцсети может уже сейчас сэкономить деньги своему владельцу.

Чтобы выгодно выглядеть в глазах кредитной организации и снизить возможную ставку, нужно следовать одному, в общем-то, очевидному правилу: всячески подчеркивать свою благонадежность и платежеспособность, а также удалить со страницы любую информацию, которая может обозначать обратное.

Идеальный профиль заемщика выглядит так: это человек, давно зарегистрированный в социальной сети, у него много друзей, он регулярно размещает фотографии и рассказывает о новостях в своей жизни, подписан на различные группы по интересам, среди которых финансы и экономика, спорт и культура и прочее.

Он публикует фотографии с геотегами из путешествий, посещает рестораны и театры. Политические и религиозные предпочтения никак не влияют на решение о выдаче займа, но, вероятно, могут учитываться в будущем.

Скоринговая система будет активно развиваться в этом направлении, плавающая шкала кредитных ставок позволит предлагать более привлекательные варианты тем, кто может подтвердить свою платежеспособность, в том числе косвенно — с помощью информации в соцсетях. Социальный скоринг будет вовлекать все больше данных о пользователе, увеличивая полноту портрета заемщика.

Тем более, что законодательных ограничений для развития этой системы пока нет и не предвидится. В октябре Арбитражный суд Москвы отклонил иск соцсети «В контакте» к крупнейшему разработчику скоринговой системы Double Data. Суд признал, что обладателями информации на личных страницах являются пользователи, а не социальная сеть, создав прецедент в юридическом поле.

Читайте также:

Предупредите друзей о том, что профиль в соцсетях может иметь большое значение, нажмите кнопки ниже
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
47
Натали Натали
Какой идиотизм
СсылкаПожаловаться
Натали Натали
Какой идиотизм
СсылкаПожаловаться
Натали Натали
Какой идиотизм
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru