Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 сентября 2015, Источник: Interfax

Закон о персональных данных вступил в силу в России

Поправки в законы «О персональных данных», «Об информации...» и другие, которые обязывают компании хранить и обрабатывать данные россиян на территории России, вступили в силу сегодня. Однако выполнение российскими и зарубежными компаниями новых требований законодательства РФ может растянуться на годы.

В чем суть? 

По новому закону при сборе персональных данных оператор (любой сайт или компания, у кого есть данные о россиянах) должен обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и извлечение персональных данных российских граждан с использованием баз данных, находящихся на территории России.

 В обновленном законе пересмотрено само понятие персональных данных. Теперь это не только ФИО и, например, адрес и год рождения, а любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Теперь каждый пользователь может подать жалобу в Роскомнадзор о нарушении его прав на защиту персональных данных. Правда, не до конца понятно, как пользователь может понять, в дата-центре какой страны хранятся его персональные данные.

Чем и кому грозит?

За соблюдением новых норм будет следить Роскомнадзор, который будет вносить сайты в реестр нарушителей и блокировать доступ к этим ресурсам на территории РФ. Под удар может попасть любая компания или сайт, которые ведут «направленную на территорию России деятельность» (находятся в доменной зоне .ru и .рф, размещают рекламу российских товаров и услуг и тому подобное) и хранят любые персональные данные россиян.

Решение о том, кого надо внести в реестр, будет принимать суд. Он также может не только закрыть доступ, но и оштрафовать компанию-нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей. Разблокировать ресурс тоже можно, после вынесения соответствующего постановления суда об устранении нарушения. 

Закон не затрагивает выдачу виз, деятельности СМИ и судов, а также продажу авиабилетов. Трансграничная передача данных россиян тоже не воспрещается законом, однако храниться они должны на территории РФ, ранее пояснял руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Если же необходимо для каких-либо задач хранить информацию за рубежом, например, на момент отдыха россиянина в другой стране, то это можно сделать, но только на время поездки, после чего данные должны быть аннулированы. 

Первая реакция

Компании, как российские, так и зарубежные, активно критиковали новые поправки, когда о них только стало известно. Чаще всего акцент делали на том, что данная процедура слишком затратна, да и существующих в России дата-центров просто недостаточно для обеспечения такой инфраструктуры. Наибольшей критике подвергалась неоднозначность формулировок закона. 

Сейчас на территории РФ появилось множество новых дата-центров, а сами законы обзавелись группой подзаконных актов и рядом уточнений, что заметно снизило уровень негатива среди представителей бизнеса. 

Готовность

Некоторые американские компании уже начали высказывать свое согласие с новыми требованиями. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров в апреле также сообщал о намерении интернет-гиганта Google и онлайн-ритейлера AliExpress — у которого недавно появилось российское представительство — хранить свои данные в России. (Google никак не комментирует эту информацию. Lenovo и Samsung уже приступили к переносу базы пользователей на местную территорию). 

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела опрос среди представителей более чем 40 российских и иностранных ИТ-компаний в анонимном формате. Результаты показали, что только 54% процента опрошенных утвердительно ответили на вопрос о готовности соблюдать новые требования с 1 сентября. Еще 27% заявили о возможной неполной готовности компании к указанной дате, а 19% констатировали, что вовсе не готовы. Европейским компаниям необходима отсрочка, хотя бы санкций. Впрочем, они ее не получили. 

В PayPal и eBay «Интерфаксу» подтвердили, что с первого сентября компании работают в соответствии с новыми требованиями. IBM, SAP и Oracle в детали не вдаются, но и подтвердить готовность к исполнению поправок в срок не смогли. Microsoft обещает придерживаться закона: «Не все сервисы компании подпадают под действие нового закона. В тех случаях, где положения закона применимы к услугам компании, мы обеспечиваем их соблюдение». Впрочем, в компании подчеркнули, что диалог с российскими госорганами для уточнения вопросов применения соответствующего законодательства к ряду корпоративных и пользовательских сервисов Microsoft продолжится, а это означает, что данные все-таки еще не находятся на территории РФ. Во всяком случае, не в полном объеме. 

А вот ряд крупных компаний, похоже, не занимается вопросом переноса данных и не факт, что вообще планирует это делать. К их числу, например, можно отнести Google, Facebook и Apple. Первая все еще не давала официальных комментариев по вопросу исполнения закона, равно как и Apple. А соцсеть, как недавно стало известно, еще не решила, будет ли исполнять требования закона

Взгляд изнутри 

По мнению директора сервисного центра IBS по поддержке бизнес-приложений Дмитрия Ивицкого к 1 сентября перенос успело осуществить не более 20% компаний, потенциально подпадающих под действие закона о локализации персональных данных: «Кто-то планировал, но просто не успел перенести свои информационные системы до 1 сентября, кто-то занял выжидательную позицию, кто-то пока не считает, что это его касается». Он полагает, что ситуация с переносом данных будет тянуться, как минимум, полгода-год: «дальнейшая ситуация будет зависеть от того, насколько жестким будет контроль соблюдения законодательства со стороны надзорных органов».

Гендиректор «Онланта» (предоставляет различные облачные сервисы) Сергей Таран рассказал, что бизнес пока прощупывает почву с отечественными дата-центрами: «Запросы приходят, заказчики оценивают, рассматривают — изучают вопрос без заключения договора. По всей видимости, они пока не видят для себя негативных последствий и ждут, когда закон начнет реально применяться».

Эксперты отмечают, что для компаний может стать куда большей проблемой не финансовая сторона вопроса или технические трудности переноса, а выбор надежного местного хостинг-провайдера и подрядчика, который сможет реализовать поставленную задачу в кратчайшие сроки. 

Роскомнадзор

Ведомство говорит, что не будет сильно напирать на компании в первое время. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отметил еще раз, что ранее свою готовность переносить данные в Россию подтвердили eBay и PayPal, AliExpress, Samsung, Lenovo, Uber, Citybank и многие другие. «У нас нет никаких оснований им не доверять. Насколько мне известно, 1 сентября компания Samsung открывает собственный дата-центр в нашей стране, необходимый для исполнения требований закона».

Если говорит о Facebook, Google и Apple, то первым двум была предоставлена исчерпывающая информация о механизмах применения закона. Роскомнадзор рассчитывает, что компании в ближайшее время озвучат свои официальные позиции по этому поводу. «С Apple мы не общались, — отметил Ампелонский. — В любом случае, в плане проверок на 2015 год данные компании не числятся».

Что касается самих проверок, то до конца текущего года Роскомнадзор намерен проверить 317 компаний (0,012% всех компаний, работающих с персональными данными в России) на выполнение требований по локализации персональных данных. Правовые проверки иностранных компаний могут начаться уже со следующего года. Как будет ведомство реагировать на нарушителей в будущем и насколько активно ресурсы начнут пополнять реестр нарушителей, мы узнаем в скором времени. 

Комментарии
12
Angel of Darkness
Некрософт точно негодует))
СсылкаПожаловаться
АЛЕКСЕЙ
А что такое? Зарубежным компаниям не нравятся тогда пусть уходят из России. Не велика беда Майкрософт небось в ужасе.
СсылкаПожаловаться
i_v
Да ничего не будет. У них мозгов не хватит на это - это ж не очередную хрень принять)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 6S 32GB
от35 670руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 400руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 100руб.
Apple iPhone SE 64GB
от28 490руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 590руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 489руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 290руб.
Samsung Galaxy J2 Prime
от7 889руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru