Чехольчики и пленочки: на чем реально зарабатывает ритейл в России

Российских покупателей сегодня не слишком интересуют дорогие гаджеты – даже флагманские розовые iPhone 6s не пользуются спросом. Компания МТС провела анализ основных трендов российского рынка аксессуаров для мобильных устройств и рассказала, чем же живут сегодня ритейлеры.

Итоги исследований неожиданные, но назвать их оптимистичными нельзя. Так, единственным направлением, на котором хорошо зарабатывает ритейл, являются сегодня аксессуары. Маржа (разница между ценой и себестоимостью) на них составляет 50-95%, тогда как на смартфонах и планшетах зарабатывается всего 5-15%.

При этом рынок аксессуаров для мобильных устройств в России является третьим по объему выручки после смартфонов и планшетов. Здесь ритейлеры получили до 60% прибыли от продажи всех категорий оборудования по итогам III квартала, при этом объем выручки в сегменте аксессуаров составляет всего около 10%. Подчеркнем, что объем рынка аксессуаров достигает 9,5 млрд. рублей, планшетов – 12 млрд., смартфонов – 72 млрд. рублей. В целом же спад рынка из-за снижения доходов населения составил 4% за год.

Ещё один интересный факт: рынок падает, но продажи аксессуаров растут – на 15% в III квартале 2015 года. По заявлению представителей МТС, компания одной из первых снизила цены на смартфоны, и этот тренд подхватили и остальные участники рынка. Результат – стимуляция спроса на дорогие модели смартфонов и планшетов, а с ними – и на аксессуары соответствующего уровня.

Где чаще всего покупают аксессуары? В магазинах сотовой связи – около 70%. Остальные 30% аксессуаров продаются в сетях потребительской электроники. Отметим, что в магазинах сотовой связи аксессуары приобретаются осознанно, в магазинах бытовой техники и потребительской электроники – спонтанно. Эти данные не учитывают работу мелких торговых точек в торговых центрах и интернет-ритейл.

Какие аксессуары покупают в России? В основном недорогие – модели В-брендов или noname. Это 85% рынка, если считать в единицах продукции, и 70% - в рублях. При этом на аксессуарах В-брендов зарабатывается 55-60% от цены, а на устройствах А-брендов – 45-50.

Юрий Лабис, директор по развитию продаж абонентского оборудования МТС, отмечает:

Рынок аксессуаров является “темной лошадкой” сотового ритейла. Несмотря на рост рынка аксессуаров в третьем квартале, вызванного общим снижением цен на гаджеты, по итогам года мы ожидаем его сокращение вслед за падением реальных доходов населения. 

В МТС также приводят структуру российского рынка аксессуаров в деньгах: