Утечки данных и расследования: что нужно знать о скандале с Facebook

С тех пор, как Дональд Трамп занял пост президента США, вокруг Facebook разгорается серьезнейший скандал. Соцсеть уже потеряла $49 млрд капитализации, групповой иск к компании от инвесторов лежит в суде штата Калифорния, американские конгрессмены ждут Марка Цукерберга на слушаниях. Что же случилось с Facebook, почему с него советуют удалиться?
1

Facebook не смог сберечь персональные данные 50 млн пользователей еще в 2015 году. Они попали в руки третьих лиц

Дело было так: русскоязычный профессор Кембриджского университета Александр Коган выпустил приложение «This is your digital life», которое занималось сбором данных своих пользователей (если их настройки приватности это разрешали). Получилось собрать информацию о 50 млн человек.

После этого весь массив попал к британской компании Cambridge Analytica, которая помогает политикам избираться на тот или иной пост. Facebook заблокировала приложение и попросила владельцев уничтожить данные пользователей.

2

Данные так и не уничтожили, о чем Facebook сообщил миру 16 марта

Более того, вся информация в 2016 году пошла «в дело» — на помощь предвыборной кампании Дональда Трампа, участвующего в борьбе за пост президента США.

Хоть в Facebook и в Cambridge Analytica этого не подтверждали, британский канал Channel 4 нашел доказательство — запись разговора гендиректора Cambridge Analytica Александра Никса. «Вся стратегия кампании строилась на наших данных», — упоминал он. Когда запись попала в прессу, Никса отстранили от работы.

Как именно использовались данные? Cambridge Analytica, основываясь на имеющейся информации, давила на пользователей психологически — рассылала узкотаргетированные сообщения, которые в случае колебаний рекомендовали человеку отдать голос за Трампа. Он, кстати, тоже ничего не подтверждал и обвинил СМИ в заговоре.

3

Выборы Трампа вовлекли Facebook в другое разбирательство на тему вмешательства России в агитацию

Руководству соцсети в 2017 году пришлось отчитаться в Конгрессе США о 3000 рекламных объявлений, которые размещали в Facebook российские боты. Это были политические картинки и мемы, призывающие американцев протестовать, их успели увидеть 10 млн пользователей. Тогда в Facebook объяснили, что не смогли «вычислить» объявления в общей массе размещаемой рекламы.

На митинги людей через Facebook и другие площадки раскручивала «фабрика троллей» — холдинг с сотнями сотрудников, спонсируемый петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным. Министерство внутренней безопасности США установило факт влияния «фабрики» на выборы президента.

4

Facebook последние два года был наводнен фейковыми новостями, с которыми Цукерберг активно борется

Алгоритм ленты был устроен таким образом, что новости пользователи видели чаще, чем посты друзей и родственников. Так социальной сети удалось обогнать Twitter по популярности среди журналистов. Только вот за правдивостью новостей Facebook не следила, в выдаче рядом могли быть материалы, основанные на вымысле, и серьезный текст от Wall Street Journal.

В 2016 году журналист Gizmodo от своего источника в соцсети получил информацию о том, что сотрудники корректировали выдачу популярных статей по своему усмотрению, убирали тексты с консервативными взглядами. Летом 2016-го Цукерберг заявил, что теперь алгоритм переключится с новостей на записи друзей. А тем временем шли предвыборные кампании и, как сообщает Wired, ненастоящие политические новости набирали миллионы лайков, а пользователям в итоге было сложнее отличать правду от лжи.

Цукерберг, впрочем, назвал «бредовым» утверждение о том, что фейковые новости помогли Дональду Трампу получить пост президента. Но все-таки в 2018 году вновь заявил, что возьмется за фейковые новости как следует и уменьшит их количество в наших лентах.

Как бы там ни было, пользователи уже разозлились на социальную сеть и публикуют инструкции как удалить профиль из Facebook. Создатель WhatsApp (принадлежит Facebook с 2014) тоже порекомендовал своим подписчикам в твиттере разорвать отношения с детищем Цукерберга. В итоге его хештег #deletefacebook превратился в масштабный флешмоб. Стоимость акции компании на этом фоне упала на 10%.

Читайте также: