Работа форума началась с доклада заместителя руководителя Роскомнадзора Олега Иванова, в котором он подробно рассказал о необходимости внедрения мониторинга качества связи для обеспечения предоставления услуг абоненту на должном уровне.
Спикер подчеркнул, что результаты измерений, которые проводят сами операторы, не разглашаются, соответственно, итоги мониторинга игроков телеком-рынка невозможно сравнить. Роскомнадзор предлагает сделать оценку качества связи открытой, понятной и не противоречащей международным практикам. «Все измерения, проводимые операторами связи, являются лишь отправной точкой для них самих при модернизации и оптимизации собственных сетей связи», — заявил О. Иванов. При этом Методика Роскомнадзора позволит применять в России единые стандарты и подходы для оценки качества услуг.
Замглавы надзорной службы напомнил про драйв-тесты, которые проводились в Москве, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Хабаровске, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Все имеющиеся результаты опубликованы на специальном сайте — КАЧЕСТВОСВЯЗИ.РФ. О. Иванов пояснил, что сейчас портал находится в разработке.
Заместитель генерального директора ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» (РЧЦ ЦФО) Дмитрий Митрофанов сообщил, что в этом году стоит задача максимально охватить центры субъектов Российской Федерации. По его словам, следующими городами, в которых пройдут тесты, станут Великий Новгород, Челябинск, Красноярск, Уфа, Сочи, Благовещенск и Воронеж. О. Иванов добавил, что мониторинг может пройти в Симферополе и Севастополе.
В рамках форума также говорилось о привлечении самих абонентов к тестированию качества связи. Например, для этих целей предлагается разработать мобильное приложение, которое пользователи смогли бы добровольно устанавливать на свои устройства.
Одним из операторов, который уже внедрил подобный метод, является Tele2. Так, на Telecom QoS Russia руководитель службы по качеству продуктов Tele2 Антон Копысов рассказал о первых результатах работы приложения «Компаньон», представленного в августе 2014 года на территории Челябинской области. С помощью абонентов, воспользовавшихся этой программой, оператор выявил 22 района, где наблюдались проблемы со связью, и предпринял соответствующие меры по их устранению. В частности, в этом регионе были размещены новые базовые станции.
Дополнительное оборудование было построено и после драйв-тестов Роскомнадзора на территории столицы. Заместитель руководителя Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы Александр Горбатько сообщил участникам Telecom QoS Russia, что за последние два года ДИТ согласовал для размещения оборудования операторов 1,2 тысячи объектов госсобственности столицы и 500 уличных столбов двойного назначения.
Представитель столичной мэрии отметил, что благодаря совместным усилиям ДИТ и Роскомнадзора за последний год число жалоб на качество мобильной связи в Москве за год снизилось на 70%.
Позитивная тенденция уменьшения числа жалоб со стороны абонентов, по словам О. Иванова, наблюдается во всей России. Заместитель руководителя надзорной службы подчеркнул, что этого удалось добиться с помощью комплекса законодательных (поправки в закон «О связи») и технических мер (со стороны самих операторов).
Вступая на форуме Telecom QoS Russia, директор по качеству сети компании «ВымпелКом» Сергей Кнышев заявил, что оператор каждый год сокращает количество обрывов при соединении на 20%. «Обрыв соединения при звонке, на мой взгляд, самый раздражающий фактор для абонента. Нам удается эффективно с этим бороться», — добавил спикер. С. Кнышев отметил, что качество услуг от «Билайна» из года в год становится лучше благодаря внутреннему мониторингу параметров связи.
Директор департамента «Единый центр управления сетью» МТС Андрей Серегин высказал мнение, с которым согласились все участники Telecom QoS Russia: «Обеспечение качества услуг связи – общее дело операторов, поставщиков оборудования, а также регулятора, предоставляющего необходимые условия для развития рынка».
В рамках сессии, посвященной практике обеспечения качества услуг в современных сетях связи, свои презентации продемонстрировали представители компаний Huawei, 2test, DMTel, 3Gspeed и другие. Докладчики подробно рассказали о разных подходах, а также о связанных с ними проблемах.
Конференция завершилась дискуссией об оценке текущего положения качества на телеком-рынке. Участниками Telecom QoS Russia обсуждались и потенциальные модели реформы контроля качества связи, которые принесут наибольшую пользу отрасли.
«Мы говорим о качестве услуг в пределах сети одного оператора, тогда как актуально оценивать удовлетворенность абонента, пользующегося услугами нескольких сотовых компаний при межоператорском взаимодействии», — заявила помощник начальника Управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Надежда Лазарева.
Было также высказано мнение, что все измерения должны проводиться с участием пользовательского оборудования, например, смартфонов, так как специальная техника не отображает реальное положение дел и не учитывается абонентский опыт.
Несмотря на различные методы, участники форума пришли к общему выводу, что ведение открытого диалога — путь к повышению эффективности взаимодействия и качества телекоммуникационных услуг.
Всего на Telecom QoS Russia было представлено более 30 различных докладов и презентаций. Мероприятие собрало более 150 человек.
Форум «Качество телекоммуникационных услуг в России — Telecom QoS Russia 2015» состоялся при поддержке Роскомнадзора. На площадке конференции также прошла выставка научнотехнического центра «СевенТест». Серебряными партнерами форума стали компании «ГИСвер Интегро» и «СТАРТ». Партнерами сессии выступили DMTel, HUAWEI, 2test. Автомобильный партнер мероприятия — группа компаний Genser (EQUUS).