Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru
, Источник: BBC News Русская служба

Ту-134 совершил последний рейс. Почему эту машину называют легендарной?

Самолет Ту-134 — один из самых массовых советских лайнеров — совершил свой последний регулярный рейс с пассажирами. Теперь он «приземлится» в музеях авиационной техники. Вспоминаем, почему эту машину называют легендарной.

22 мая последний эксплуатировавшийся в России пассажирский Ту-134 перелетел на вечную стоянку — в Музей истории авиации новосибирского аэропорта Толмачево. Последним коммерческим рейсом лайнера стал днем ранее перелет из Иркутска в Мирный.

Этот борт Ту-134Б был выпущен в 1980 году, то есть провел в небе почти 40 лет. По данным «Вести. Иркутск», именно этот самолет в течение года был личным бортом Аллы Пугачевой, на его фюзеляже была надпись «Алла». Позже надпись убрали, самолет перекрасили в цвета перевозчика. Свой путь в «Алросе» борт также начал с перелёта между Иркутском и Мирным.

Во время загрузки произошла ошибка.

Самолет Ту-134 строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. По состоянию на 2018 год в эксплуатации оставались несколько десятков Ту-134, основным эксплуатантом были Вооруженные силы России.

По данным Flight Global, на начало апреля 2019 года «Алроса» была одной из немногих авиакомпаний, которая использует Ту-134. Формально среди эксплуатантов, в частности, остаются северокорейская Air Koryo, а также российская компания «Космос» — там самолет используется для деловых и чартерных перевозок.

Ту-134А-3 АК Пулково в аэропорту Домодедово. Источник: Оллэгиуссс / Wikipedia

Факт 1: Ту-134 — один из самых массовых пассажирских самолетов, которые собирали в СССР

Серийное производство самолетов велось на Харьковском авиационно-производственном объединении с 1965 по 1984 год. С учетом различных модификаций всего было собрано более 850 единиц. Около 130 единиц были поставлены за границу. Окончательно производство было остановлено в 1989 году.

Ту-134АК российских ВВС. Левашово, 2009 год. Источник: Igor Dvurekov. Фото: Wikipedia

«Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет», — пишет о нем производитель «Туполев». В «Аэрофлоте» за советскую и российскую историю компании на самолетах этого типа было перевезено около 10 млн пассажиров и свыше 30 тысяч тонн почты и грузов.

Ту-134 также стал первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим сертификацию по британским нормам летной годности.

Факт 2: У Ту-134 был иллюминатор в туалете

Интерьер Ту-134, как и у некоторых других советских самолетов, отличался от современных лайнеров. Одна из особенностей, которая запомнилась многим пассажирам — иллюминатор в туалете. Он позволял не использовать искусственный свет в дневное время.

Источник: Polet.me

Факт 3: Ту-134 принимал участие в исторических событиях на территории бывшего СССР

Самолеты Ту-134 были одними из самых распространенных в Советском Союзе и России 90-х и начала 2000-х. Соответственно, название этой модели фигурировало в сводках о многих трагических событиях, не связанных с авиацией напрямую.

Так, 21 сентября 1993 года в ходе так называемой Абхазской войны Ту-134А-3 авиакомпании Transair был сбит ракетой «Стрела-2» с абхазского боевого катера. Он упал с высоты 300 метров, погибли по разным данным 27 или 28 человек. В тот же период были уничтожены еще два самолета этой модели, погиб один человек.

Рабочие места лётчиков Ту-134Б-3. Источник: parfaits / Wikipedia

Шесть Ту-134 были уничтожены в составе авиации Чеченской республики Ичкерия 1 декабря 1994 года во время Первой чеченской войны. Через 13 лет, 8 марта 2007 года, авиакомпания «Аэрофлот-Дон» открыла полеты в Грозный из аэропорта «Внуково». В этот день из Москвы в Грозный был выполнен первый регулярный пассажирский рейс с момента начала военных действий — тоже на самолете Ту-134.

В 2004 году Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» был одним из двух самолетов, которые были уничтожены почти одновременно в результате терактов 24 августа 2004 года. Лайнер, который выполнял рейс Москва-Волгоград, потерпел крушение около населённого пункта Бучалки (Тульская область), погибли 43 человека.

Факт 4: Ту-134 должен был выйти из регулярного воздушного сообщения в 2012 году

В 2000-х годах Ту-134 попали в несколько катастроф, после которых их планировалось вывести из оборота как пассажирские самолеты на регулярных линиях.

Так, в марте 2007 года Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр» разбился при посадке в аэропорту Самары «Курумоч», погибли шесть человек. После этого минтранс объявил, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена. В январе 2008 года крупнейший эксплуатант самолета — «Аэрофлот» — заявил, что выводит Ту-134 из эксплуатации.

Самолёт Ту-134УБЛ. Экспонат музея дальней авиации на авиабазе Энгельс. Ту-134УБЛ — Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа. Фото: Василий Зимин / Wikipedia

«Ту-134, разработанный более сорока лет назад, устарел и морально, и физически», — говорила тогдашний пресс-секретарь компании Ирина Данненберг, ее цитировала газета «Труд». При этом пресс-секретарь категорически отвергала предположение, что поводом для модернизации парка стала катастрофа в аэропорту «Курумоч».

В парке «Аэрофлота» Ту-134 заменили Airbus A320 и «Суперджеты».

21 июня 2011 года самолет Ту-134 авиакомпании «Русэйр» потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска. В результате погибли 47 человек из 52 находившихся на борту. Через несколько дней глава Росавиации Александр Нерадько заявлял о том, что лишь девять самолетов Ту-134 из 90, которые находились в эксплуатации, были оснащены системами предупреждения о столкновении с землей и соответствуют мировым стандартам безопасности полетов.

Ту-134Ш «Марина Раскова» на 1449-й авиабазе Тамбов. Ту-134Ш (Ту-134Уч) — Самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. Фото: Виталий Кузьмин / Wikipedia

В итоге 13 июля 2011 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что президент Дмитрий Медведев принял решение «о постепенном выводе Ту-134 и Ан-24 из регулярного воздушного сообщения с 1 января 2012 года». В итоге с начала 2012 года к полётам на территории России допускали только Ту-134, которые дополнительно оборудованы системой пред­упреж­де­ния столкно­ве­ния с землей.

Катастрофа Ту-134 в Карелии стала одной из самых трагических в 2000х годах.

Факт 5: Прямой наследник Ту-134 не появился, в частности, из-за поддержки проекта «Суперджет»

В начале 1980-х началась работа над проектом самолета Ту-334. Этот самолет рассматривался как замена Ту-134 на региональных линиях — эти два самолета были сопоставимы по пассажировместимости (около 80 и около 100 человек).

Разработку самолета Ту-334 проводил «Туполев» в соответствии с президентской программой «Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года» за счет бюджета. По данным отчета Счетной палаты, на это было потрачено около 100 млн долларов. Самолет был сертифицирован в 2003 году.

Ту-134 на советской почтовой марке 1965 года. Источник: Wikipedia

Правительство в течение 13 лет четыре раза устанавливало срок начала серийного производства самолета Ту-334 и выбирало четыре разных завода-изготовителя. В 2005 году правительство выпустило постановление об организации серийного производства Ту-334 на КАПО имени Горбунова с 2007 года. Однако это поручение не было выполнено.

«В разделе II паспорта федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» отмечено, что «весьма вероятно, что наряду с поставками самолетов RRJ [официальное название проекта по созданию «Суперджетов"] на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148 и Ту-334. Однако эти конкурентные по отношению к RRJ проекты в рамках Программы не поддерживаются». То есть программа отвергает самолет Ту-334 не по результатам анализа рынка, изучения спроса и предложения, а в связи с тем, что он является «конкурентным по отношению к проекту RRJ», — писала Счетная палата.

Это тоже интересно:

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "BBC News Русская служба" не несет ответственности за их содержимое.
Понравился материал? Поделись с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
6
володя молчанов
Так его делали в украине, а теперь там только кирдык....
СсылкаПожаловаться
Жадигер Шогытеги
В ответ на комментарий от Дункан Маклауд
Дункан Маклауд
Хороший был самолёт, приходилось падать на нем.
СсылкаПожаловаться
Что случилось почему падали.
СсылкаПожаловаться
Сергей Кузнецов
Давно пора было снять. Он действительно устарел, не безопасен, экономически не выгоден. Но проблема в том, что новых самолётв практически не разрабатывается и Россия отстаёт в гражданской авиации очень сильно.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru