Российские ученые рассмотрели деградацию трубопроводов «Газпрома»

Исследователи из Самары оценили коррозионное растрескивание нефтегазовых трубопроводов и вклад различных факторов в этот процесс.

Более трети аварийных ситуаций на трубопроводах связывают с коррозионным растрескиванием. Такие разрушения появляются при одновременном воздействии на металл механических напряжений и агрессивных веществ. Их развитие изучили специалисты Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королева, чья статья опубликована в International Journal of Corrosion.

Сергей Коновалов и его коллеги рассмотрели данные за 11 лет мониторинга коррозионного растрескивания на 25-километровом участке трубопровода Единой системы газоснабжения «Газпрома», а также полученные в ходе лабораторных экспериментов с моделированием циклических нагрузок. Ученые продемонстрировали корреляции между геометрической формой возникающих дефектов и их глубиной — типичное растрескивание характеризуется отношением длины к ширине в 10:1 и ширины к глубине в 0,06:1. В будущем эта информация позволит точнее и быстрее оценивать их опасность.

Изображение: Тивттер/Газпром
Изображение: Тивттер/Газпром

Кроме того, авторы оценили влияние различных факторов на развитие коррозионного растрескивания под напряжением с помощью рентгеноспектрального анализа образцов металла и продуктов коррозии. Работа показала, что сульфиды, которые могут содержаться в транспортируемых продуктах, не оказывает заметного эффекта на этот процесс. С другой стороны, отмечается и не слишком высокая эффективность использования пленочной изоляции трубопровода — уже после нескольких лет эксплуатации в ней формируются полости, в которых накапливается влага, ведущая к развитию коррозийных процессов.

Основным фактором, влияющим на развитие коррозионного растрескивания под напряжением, авторы называют технологические свойства труб, большинство из которых закладываются еще на этапе производства. Эти результаты позволят повысить эффективность мониторинга разрушений и избежать аварий и потерь при транспортировке нефтегазовых ресурсов по трубопроводам.