Самая мощная в истории наблюдений вспышка на Солнце произошла 159 лет назад; к частью, тогда у человечества еще не было ни спутников, ни наземной радиоэлектроники, которую излучение могло бы вывести из строя. В англоязычной литературе это происшествие называют «событием Керрингтона», по фамилии британского ученого, описавшего его, или «солнечным суперштормом», в русскоязычных источниках это называется просто геомагнитной бурей 1859 года.
В эти два дня произошел огромный корональный выброс вещества, спровоцировавший возмущение магнитосферы Земли; северные сияния наблюдались там, где их обычно не бывает, отказал телеграф — от оборудования летели искры, а операторов било током; началось несколько пожаров. Немногие машины, работавшие тогда от электричества, продолжали работать даже после выключения из цепи.
Если бы подобная геомагнитная буря случилась в наши дни, последствия бы заметило гораздо больше людей. Судить о том, каким хаосом грозит современному миру вспышка, по мощности сопоставимая с Керрингтонским событием, в некоторой степени позволяют данные о том, что творилось в марте 1989 года, когда произошла другая — правда, более слабая — вспышка солнечной активности. В Канаде без электричества осталось шесть миллионов человек; радио не работало.
В наши дни мощный корональный выброс приведет к прекращению работы спутников и спутниковой связи, отказу систем, которые полагаются на спутниковые данные; не станет GPS, мобильной связи, будут большие проблемы с интернетом. Космонавты на МКС останутся без связи с Землей, а тем, кто в момент, когда заряженные частицы ударят по станции, окажутся в открытом космосе, и вовсе окажутся под угрозой смерти от радиации.
По оценкам экспертов, только потеря действующих спутников обойдется мировой экономике в 30−70 миллиардов долларов, общие убытки могут составить до 2 триллионов долларов, а на возмещение ущерба уйдут годы.
Читайте также: