Как авианосцы кардинально изменили боевые действия в море

В одно время флоты мира полагались на таранные удары и мускульную силу гребцов, в другое — на мощь ветра и гладкоствольные пушки. Потом — на толщину брони и нарезные орудия. А затем пришла авиация, которая в очередной раз изменила все. Как это происходило и насколько сегодня большие и дорогие авианосцы далеки от заката своей славы?
Первые эксперименты
Главная война авианосцев
Опасный противник
Первые эксперименты
Главная война авианосцев
Опасный противник
Ещё

Первые эксперименты

Первое боевое применение летательных аппаратов с борта корабля состоялось аж в 1849 году. Тогда народ Венеции восстал против австрийцев. Последние начали осаду, но раскинувшиеся вокруг города воды не давали подтянуть артиллерию. Тогда австрийцы подошли к Венеции на военном корабле и запустили с него аэростаты. Часовой механизм приводил в действие шрапнельные снаряды, которые падали на город и взрывались.

Это, правда, было баловство — морская атака с воздуха оказывала скорее психологический эффект, и тот был ограниченным. Но начало было положено. Авианосцы с аппаратами тяжелее воздуха создали уже после появления самолетов. Первый опыт по посадке самолета на корабль был успешно проведен американцами в 1912 году на уже устаревающий броненосный крейсер «Пенсильвания», на носу которого оборудовали большую деревянную посадочную палубу.

Первая посадка самолета на корабль в 1912 году 
Первая посадка самолета на корабль в 1912 году 

Затем последовала невиданных доселе масштабов война — Великая, как ее называли тогда, или Первая мировая, как мы ее называем сейчас. Она отметилась не только сражениями гигантских армий, но и активными действиями флотов. В ее ходе впервые проводились масштабные стратегические бомбардировки. Все это только укрепляло адмиралов в необходимости скрестить корабль и авианосец.

Тем не менее, после окончания войны авианосцы все еще не стали той грозой морей, какими мы знаем их сегодня. В 20-е годы шло активное экспериментирование, сильные морские державы строили авианосцы, чтобы отработать тактику эксплуатации и боевого применения.

Первый американский авианосец «Лэнгли» вообще был построен на базе угольного транспорта — большие внутренние пространства было легко переделать в ангар для самолетов. Он не имел даже больших лифтов — самолеты поднимали краном в полуразобранном виде. Крылья им присоединяли уже наверху. Это требовало получаса активных трудов — на реальной войне такой медлительный запуск был бы подобен смерти. Но на таком «недоавианосце» отрабатывались действия экипажей, управление полетами, взлет и посадка, тактика применения авиагрупп. Набирался ценный опыт.

Америка, Британия и Япония к началу Второй мировой войны набрали достаточно такого опыта, наскакавшись каждый по своим граблям и сделав выводы. Авианосные соединения были готовы к масштабным сражениям главной войны в своей истории.

Главная война авианосцев

В ноябре 1940 года британцы устроили налет на итальянскую базу флота в Таранто. Главную роль в этом предприятии играл авианосец «Илластриес» и тихоходные бипланы «Свордфиш» из его авиагруппы. Эти торпедоносцы нанести итальянскому флоту сокрушительный удар, потопив один и тяжело повредив два линкора — корабля, на строительство которых требовались целые годы. До этой атаки итальянский флот на Средиземном море превосходил британский, после они сравнялись.

Год спустя, в декабре 1941-го, это повторили японцы в Перл-Харборе. Масштаб атаки был больше — в ней участвовало уже шесть авианосцев и сотни самолетов. Нападение вышло внезапным и сокрушительным — Тихоокеанский флот США был полностью разгромлен.

Битва за Мидуэй стала одним из самых знаменитых авианосных сражений
Битва за Мидуэй стала одним из самых знаменитых авианосных сражений

Потеряв линкоры, американцы сделали основной ударной силой флота на Тихом океане пережившие атаку авианосцы. И не прогадали — именно этот тип корабля оказался эффективнее всего.

С авианосцами флот приобретал «длинную руку», которая могла разить противника за сотни километров. Торпеды и бомбы позволяли наносить страшные удары как по кораблям, так и по наземным сооружениям. Почти все крупные сражения на Тихом океане стали сражениями авианосцев. А линкоры, еще недавно бывшие основой флотов, занялись поддержкой высадок и помощью в отражении авианалетов.

Опасный противник

Сегодня масштабные и дорогие авианосные ударные группы составляют основу американского флота. «Дядя Сэм» имеет более десятка таких соединений, способных действовать самостоятельно и наносить противнику серьезный ущерб.

Сегодня авианосцы еще больше и дороже, чем в годы Второй мировой. Они могут показаться неповоротливыми легкими целями, но недооценивать их крайне опасно
Сегодня авианосцы еще больше и дороже, чем в годы Второй мировой. Они могут показаться неповоротливыми легкими целями, но недооценивать их крайне опасно

Сегодня уязвимость авианосцев серьезно повысилась — им угрожает гиперзвуковое оружие, которое почти нельзя остановить. Но расслабляться не стоит — гиперзвуковые ракеты ценны не сами по себе. Важны и средства разведки и мониторинга океанских просторов, что должны будут обнаружить и вести цель, по которой надо будет наносить удар. Авианосцы окружены кораблями сопровождения и стерегущей их авиацией. И, конечно, они будут стремиться сбивать как можно больше самолетов-разведчиков еще на подлете.

Рано или поздно все научатся сбивать и «гиперзвук». А авианосцы останутся. Никуда не денется и их способность проецировать силу в любую точку мира — они будут опасны. Это должен учитывать любой, кто не хочет стать объектом применения этих морских гигантов нашей эпохи, — и запасаться соответствующими «противоядиями».