Что такое «самолет Судного дня» и зачем он нужен

Что такое «самолет Судного дня» и зачем он нужен. У каких стран он есть. Российские и американские модели, чем они отличаются. Читайте про самолеты Судного дня подробнее на сайте Hi-Tech Mail.ru
Какие страны имеют самолеты «Судного дня»
Как устроен самолет «Судного дня»
Российские самолеты «Судного дня»
Американский самолет «Судного дня»
Какие страны имеют самолеты «Судного дня»
Как устроен самолет «Судного дня»
Российские самолеты «Судного дня»
Американский самолет «Судного дня»
Еще
Самолет судного дня

Какие страны имеют самолеты «Судного дня»

Первый самолет «судного дня» начали проектировать в США в 60-х годах. В середине 70-х на боевое дежурство встал E-4B «Nightwatch» — воздушный пункт управления на базе Boeing 747. Самолет «Судного дня» предназначался для быстрой эвакуации политического и военного руководства. Гражданский авиалайнер оснастили современной электроникой отдачи приказов войскам в случае ядерной войны.

Воздушные пункты управления есть только у двух стран мира — США и России. В России функции самолетов «Судного дня» выполняют Ил-80, построенные на базе пассажирских Ил-86. Эти самолеты — штучные изделия. Сборка каждого борта «Судного дня» происходит на отдельном заводе, а его производство занимает от года до нескольких лет.

В процессе разработки может меняться как состав оборудования, так и силовая установка. К примеру, при разработке американского E-4 Nightwatch несколько раз менялся тип установленного двигателя, а разработчики долго не могли определиться, какая дальность полета нужна самолету — субконтинентальная или межконтинентальная.

E-4B Nightwatch / Wikimedia
E-4B Nightwatch / Wikimedia

Как устроен самолет «Судного дня»

Борт «Судного дня» — это уникальный самолет, способный функционировать даже при ядерном нападении. Он может длительное время находиться в воздухе без дозаправки благодаря увеличенным топливным бакам, и может перевезти более сотни пассажиров на дальность до 12000 километров. Внутри помещений есть комната совещаний, кухня, несколько помещений для сна и отдыха, а также оборудование для связи с важными государственными организациями.

У самолетов России и США масса отличий — в американском есть система переключения между военными и гражданскими спутниками для связи, в российском — уникальный передатчик для связи с подводными лодками, оснащенными ядерным оружием. В отличие от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), значительная часть электроники в самолетах «Судного дня» — пассивная, что уменьшает вероятность их уничтожения в критических ситуациях.

Такие самолеты всегда заправлены и находятся в постоянной боевой готовности, а время вылета после получения приказа составляет порядка 10 минут. Использовать такие машины могут только высшие государственные чины — президенты и министры обороны.

Российские самолеты «Судного дня»

Российский Ил-80

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 выполняет функции самолета «Судного дня» с 1985 года. Как и американский E-4 Nightwatch, Ил-80 предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления и каналов связи, а также в случае применения ядерного оружия.

ИЛ-80 / Wikimedia, Kirill Naumenko
ИЛ-80 / Wikimedia, Kirill Naumenko

По некоторым данным, электроника самолета защищена от электромагнитных импульсов и микроволнового излучения и позволяет дежурной смене работать в любых условиях. Отличительной особенностью машины является антенна для связи с подводными лодками. Она позволяет передавать приказы подводным ракетоносцами на удалении в несколько сотен километров.

По некоторым данным, антенна размещается в хвосте самолета на специальной катушке и при необходимости разматывается, превращаясь в специальный передатчик длиной в 2,5 километра. У американских E-4 Nightwatch связь с «ядерной триадой» также имеется, однако все происходит с помощью специальных передатчиков, установленных в боковых частях фюзеляжа.

Новый российский самолет «Судного дня»

В 2021 году стало известно, что сборка новых самолетов «Судного дня» на базе Ил-96−400М началась на Воронежском авиазаводе (ВАСО). Сообщалось о строительстве двух новых бортов, однако точное количество новых самолетов «Судного дня» неизвестно. По предварительным данным, все работы ведутся в рамках проекта «Звено-С».

Самолеты Ил-96-400 существуют в нескольких версиях, в том числе в варианте воздушного пункта управления Ил-96-400ВПУ / Alex Snow, Wikimedia
Самолеты Ил-96-400 существуют в нескольких версиях, в том числе в варианте воздушного пункта управления Ил-96-400ВПУ / Alex Snow, Wikimedia

Первый борт должен совершить полет в 2023—2024 годах, а окончательное завершение всех работ намечено на 2027-й. Комплекс связи нового самолета позволит передавать команды и приказы стратегическим ядерным силам на удалении от 6 до 13 тыс. км. Электроника новейшего самолета «Судного дня» позволит вести управление войсками на принципиально новом уровне.

По некоторым сведениям, новый воздушный командный пункт на базе Ил-96−400М получит и новую систему связи с подводными лодками, в которой будет использоваться не хвостовая антенна, а особый передатчик, расположенный под фюзеляжем.

Американский самолет «Судного дня»

E-4B Nightwatch, или NEACP (National Engency Airborne Command Post) используется командованием США для управления стратегическим вооружением в случае ядерной войны. Он выполняет те же задачи, что и Ил-80. Всего на вооружении США 4 самолёта E-4B Nightwatch и около 16 E-6 Mercury.

Если машины первого типа могут использовать только первые государственные лица страны, то вторые предназначены для высшего офицерского состава армии и ВМС. Частично для этих же целей в США используются и самолеты Boeing E-8 Joint Stars.

Самолеты «Судного дня» легко опознать по характерному «горбу» в верхней части фюзеляжа — во внешнем блоке находится десяток антенн, необходимых для связи с войсками и госструктурами в экстренных ситуациях. Примечательно, что все четыре самолета E-4 ВВС США практически всегда находятся на территории Америки. В зарубежные турне, например в Европу, — непрофильный для США потенциальный театр военных действий, отправляются только самолёты E-6 Mercury.