Рекорды скорости на паровых автомобилях: от 1906 до 2009 года

Рекордные паровые автомобили были способны разгоняться до скоростей, недостижимых для многих современных легковых машин. Их строили в начале XX века, но последний рекорд был установлен в 2009 году.
2400 км без дозаправки водой
Фанаты паровой скорости
Турбины вместо цилиндров
Демон с оторванной дверью
2400 км без дозаправки водой
Фанаты паровой скорости
Турбины вместо цилиндров
Демон с оторванной дверью
Ещё

Что мы знаем сегодня о паровых автомобилях? Что у них был низкий КПД и что их время ушло. Однако при всем несовершенстве концепции некоторые из них были способны разгоняться до скоростей, недостижимых для многих современных легковых машин. Более того: рекорды скорости на паровых автомобилях ставят и в XXI веке. Подробности в статье.

Для начала давайте обратимся к общему принципу действия паровых автомобилей. В эпоху своего расцвета — с начала XX века и до 1930-х годов, пока бензин не стал доступным, паровые авто небезуспешно конкурировали с электромобилями и автомобилями на двигателях внутреннего сгорания. Отметим, что многие паромобили были весьма элегантны. У них не было испускающих дым труб, они не нуждались в угле или дровах. Работали они на керосине или мазуте, причем качество топлива большой роли не играло. Пар поступал в цилиндры, а продвинутые модели имели конденсаторы, уменьшавшие расход воды.

Doble Model E — рекордсмен по пробегу без дозаправки водой
Doble Model E — рекордсмен по пробегу без дозаправки водой

Во время Первой мировой, когда бензин подорожал и стал дефицитом в Европе, паровые машины снова резко стали популярны. Почему бы и нет, если даже обычные автомобили с паровой силовой установкой демонстрировали очень приличные показатели? После включения они создавали рабочее давление в котле за пару минут, а лучшие из них — такие, как Doble Model E (1924 г.) — за 23 секунды.

2400 км без дозаправки водой

Кстати, среди серийных паромобилей Doble Model E считался техническим совершенством. Он имел электрическое зажигание горелки, четыре цилиндра — два высокого давления и два для конденсации пара. До 120 км/ч Model E разгонялась за 10 секунд, а ее максимальная скорость составляла 160 км/ч. Благодаря смелой инновации — ячеистому радиатору — ее запас хода без дозаправки водой достигал 2400 км, в то время как у конкурентов было 150 км. Керосин, конечно, требовалось доливать в бак пораньше, поскольку автомобиль потреблял 20 л на 100 км. Единственным его недостатком была цена — Model E стоила $18 тыс. Для ориентира скажем, что за новый Ford T тогда просили около $300.

Фанаты паровой скорости

Одной из самых известных компаний, массово выпускавших паровые автомобили, была Stanley Motor Carriage Company. Ее автомобили назвались Stanley Steamers. Компанию основали братья Фрэнсис и Фрилан Стэнли, свою первую паровую машину они изготовили в 1897 году. Stanley Motor Carriage Company существовала с 1902 по 1924 год и обессмертила свое имя рекордом, продержавшимся более 100 лет.

Stanley Rocket — самый быстрый паромобиль с 1906 по 2009 г.
Stanley Rocket — самый быстрый паромобиль с 1906 по 2009 г.

Вначале специально построенная для установления рекорда модель, Stanley Rocket, развила безумную для 1906 года скорость. Выбранный братьями Стэнли гонщик Фред Марриотт разогнал «ракету» на флоридском пляже Ормонд до 205,4 км/ч. Автомобиль имел обтекаемую форму, ее аэродинамическим недостатком были лишь неубранные в обтекатели колеса. Основные характеристики модели таковы: мощность 120 л.с. (в некоторых источниках указаны 150 л.с.), масса 760 кг, длина составляла 4880 мм, ширина — 915 мм. Двухцилиндровый паровой двигатель имел рядную компоновку и располагался горизонтально.

Через год Стэнли решили превзойти этот успех, перешагнув рубеж в 300 км/ч. Автомобиль модифицировали, подняв давление пара с 70 до 90 бар. Однако конструкторы упустили важный момент. Как оказалось, возможностям двигателя должно соответствовать и шасси. В итоге, уже перейдя за отметку в 240 км/ч, машина подскочила на кочке, перевернулась и разрушилась. Пилот выжил, но получил серьезные травмы. На братьев Стэнли авария и ее последствия, в том числе раздутый прессой скандал, произвели тяжелое впечатление. Братья оставили попытки установить новый рекорд. Тем не менее их рекорд скорости 1906 года продержалось аж до 2009 года.

Турбины вместо цилиндров

Кто в наше время может заморочиться и построить рекордный паровой автомобиль? Конечно, англичане. Если быть точными — студенты и преподаватели Саутгемптонского университета. Их работа заняла больше 10 лет — стартовал проект в 1997 году.

Inspiration - самый быстрый паромобиль с 2009 г. и поныне
Inspiration - самый быстрый паромобиль с 2009 г. и поныне

Любопытно, что этот рекордный паромобиль, которые называется Inspiration («Вдохновение») — прямая противоположность Stanley Rocket. Длиной он был 7,4 м, имел массу 3 тонны и 12 котлов. Пар поступал не в цилиндры, а на лопасти двух турбин, вращавшихся со скоростью 13 тыс. об/мин. Результат получился не то что бы очень впечатляющим — 225 км/ч. Тем не менее, таков на сегодняшний день мировой рекорд среди паровых автомобилей, официально зафиксированный FIA (Международной Федерацией автомобильного спорта).

Демон с оторванной дверью

Вообще-то был и еще один рекорд. В 1985 году Steamin' Demon, 250-сильный болид на паровых турбинах, развил скорость в 234,33 км/ч. Увы, из-за нарушения регламента это достижение не зачли. Возможно, дело было в том, что у Steamin' Demon на ходу оторвало дверь набегающим потоком воздуха, а потом на финише у него загорелся двигатель.

Steamer’s Demon — паромобиль, разогнавшийся до рекордной скорости в 1985-м, но потерявший при этом дверь
Steamer’s Demon — паромобиль, разогнавшийся до рекордной скорости в 1985-м, но потерявший при этом дверь

Тем не менее — результат налицо. Несмотря на низкий, по сравнению с ДВС, коэффициент полезного действия у паровых машин, не стоит представлять их неуклюжими смешными устройствами. Как видите, паромобиль вполне может устанавливать впечатляющие рекорды.