Рождение гиганта
Молодая Красная армия хотела себе тяжелый танк еще в 20-е годы. Его разработка обещала быть непростым предприятием. Поэтому поначалу в СССР решили прибегнуть к опыту зарубежных конструкторов.
Для этого в Советский Союз пригласили группу германских инженеров, возглавлял ее конструктор Эдвард Гротте. Он набросал несколько проектов, самый крупный из которых весил аж сотню тонн. Но все эти танки были трудоемки в изготовлении, сложны и дороги. А 100-тонная махина потребовала бы исключительно прочных мостов. Поэтому от идей Гротте в итоге отказались.
Но идея не исчезла. В 1932 году уже поднабравшиеся опыта советские конструкторы начали работу над мощнейшим на то время танком — будущем Т-35. Вначале они планировали наивно уложиться в 38 тонн, но на каждом этапе танк ощутимо прибавлял в массе. В итоге она выросла почти до 60 тонн, увеличившись едва ли не в два раза.
Т-35 имел пять башен, три пушечных и две пулеметных. Крупным калибром для стрельбы по пехоте было 76-миллиметровое орудие, располагавшееся в самой большой башне. Еще в двух имелось по 45-миллиметровой пушке для борьбы с танками. Всего же на пятибашенном танке имелось от 6 до 7 пулеметов в зависимости от модификации.
Границы возможностей
Первый Т-35 сошел с конвейера в ноябре 1933 года. Машина была большая, сложная и дорогая, поэтому всего за годы производства было выпущено 59 таких танков. Возможно, успели бы сделать больше, но помешала Гражданская война в Испании.
СССР активно в ней участвовал, поставляя технику и специалистов. Выяснилась неприятная вещь — противотанковая артиллерия стала достаточно компактной, скорострельной и дешевой, чтобы даже в полунищей Испании получалось насытить ей боевые порядки. И она была убийственно эффективна против танков с противопульной броней вроде Т-26 и БТ.
Еще печальнее было то, что Т-35, несмотря на свои размеры, находился, по сути, в этой же категории. Броня была чуточку посолиднее, но так же пробивалась 37-миллиметровыми орудиями.
Поначалу конструкторы пытались усилить защиту. Но их ждала неудача — когда проектировали танк, никто не заложил запас на модернизацию. В итоге шасси машины уже не держало увеличения массы, и было проще разработать новый тяжелый танк с нуля.
Новыми танками стали КВ, СМК и Т-100. В них уже резко сократилось количество башен, последние два танка имели всего по две башни и два орудия, а КВ имел и вовсе одну башню. В итоге он и победил. Тяжелая противоснарядная броня КВ стала одним из серьезных козырей Советского Союза, позволившим чуть мягче пережить суровый 1941-й год.
Хаос сорок первого
Но списывать оставшиеся Т-35 никто не планировал. В 1939 году в Европе разгорелась большая война, и в ее преддверии была ценна каждая бронеединица.
До этого пятибашенному гиганту не доводилось принимать участия в конфликтах, зато он много светился на парадах, производя на всех впечатление своим внешним видом. Но в 1941-м воевать поехало вообще все, что могло ездить, и Т-35 исключением не был.
Время выдалось, мягко говоря, не самое лучшее. Советский Союз трагично запоздал в развертывании войск, и немцы были в большинстве. Мало того, у них была инициатива выбора мест для удара, а РККА должна была пытаться прикрыть все более-менее важные направления.
К тому же, противник успешно подобрал ключик к правильным пропорциям маневренной войны. Блицкриг был тонко настроенным инструментом, немцы четко знали пропорцию, сколько нужно грузовиков, ремонтных бригад, топлива и скоростных артиллерийских тягачей на танк, чтобы обеспечить эффективность соединений. И германские командиры давно тренировались водить маневренные части в бой, хорошо ориентируясь в обстановке и эффективно управляя своими войсками.
Советские же мехкорпуса были громоздкими. Они страдали от перенасыщенности танками, на которых не хватало транспорта для снабжения топливом и снарядами. Это снижало боевую мощь танковых войск. Красной армии еще только предстояло познать искусство маневренной войны.
В этих условиях великолепный внешне, но устаревший морально Т-35 не мог себя проявить. Несмотря на мужество экипажей, танки чаще всего были брошены. Причина — поломки, которые не исправить, потому что танки оторвались от ремонтных частей, и закончившееся топливо. Такова была расплата за хаос 1941 года.
Но даже в этом хаосе красноармейцы оказывали ожесточенное сопротивление, нанося врагу потери, обескровливая его лучшие части, выбивая самых ценных специалистов. И закладывая основания для будущей победы.