Аварий, в том числе с трагическим исходом, в глубинах океана происходит предостаточно. Даже за вычетом происшествий с военными подводными судами — это все-таки отдельная история. Так что разговор пойдет в основном о гражданских глубоководных аппаратах.
Однако для начала давайте уточним: хотя существует традиция называть все устройства такого рода «батискафами», по сути это не верно. Батискафы — особый вид глубоководных устройств, который использует поплавки с бензином. Последний батискаф построили в СССР в 1979 году. А сейчас человечество использует глубоководные аппараты с поплавками из синтактической пены — газонаполненного пластика. И вот что им чаще всего угрожает.
Рыбацкие сети и тросы
Одна из главных проблем для глубоководных аппаратов — орудия лова. Попросту говоря, сети, потерянные рыбаками, а также тросы. Последние обычно тоже связанны с рыболовным промыслом. И сети, и тросы могут ограничить подвижность небольшого подводного судна и даже заблокировать его винты.
Для борьбы с ними используют гидроакустические устройства и продвинутые алгоритмы обработки сигнала. По идее это позволяет обнаружить сети на расстоянии до 300 м. Кроме того, глубоководные аппараты оснащают сетепрорезателями и тому подобными девайсами.
Увы, это помогает не всегда. В 1978 году неподалеку от Шотландии американский аппарат РС-9 запутался в синтетическом тросе, лежащем на дне на глубине на 98 м. К счастью, троих членов экипажа спасли подводники с работавшего рядом аппарат РС-1202.
А в 2005 году в 50 морских милях от Петропавловска-Камчатского на глубине 190 м попал в сети спасательный глубоководный аппарат Тихоокеанского флота РФ, АС-28. Он запутался в тралах, которые, в свою очередь, зацепились за решетку комплекса обнаружения подводных объектов «Агама». На борту находились семь человек. Связь была.
Сначала АС-28 пытались освободить с помощью беспилотного подводного аппарата Venom, но тот сломался. Потом пробовали вытащить, зацепив с поверхности якорями. Тоже ничего не вышло — «Агам» удерживали на дне два 60-тонных якоря.
Тогда военные моряки попросили помощи у американцев и британцев, и при участии беспилотного аппарата Scorpio 45 российскую мини-подлодку удалось освободить — спустя трое суток после начала операции.
Подводное течение
Менее очевидная, но не менее опасная ситуация — резкое перемещение аппарата подводным течением или попадание в водоворот. На дне океана текут своеобразные реки, порой — весьма быстрые. А глубоководные аппараты не отличаются высокой мощностью. Для них важна экономия энергии и компактность движителей. Кроме того, порой они попадают на границы резкой смены плотности воды, где возникает что-то вроде провалов.
Летом 1964 года в Эгейском море батискаф Asherah (США) ударило о риф течением. Да так, что треснул иллюминатор и вода начала поступать внутрь. К счастью, глубина составляла всего 6 м, так что аппарат успел всплыть.
Летом 1973 года у берегов Флориды аппарат Johnson Sea Link затянуло течением в пробоину лежащего на дне эсминца Fred T. Berry. Подводное судно зацепилось за леерное ограждение корабля и застряло. Помощь удалось оказать только через 30 часов, с помощью беспилотного спасательного судна A. B. Wood. Двое из четырех членов экипажа погибли от холода и отравления двуокисью углерода.
Пожар на борту
Пожар на борту — страшный сон подводника. Несмотря на то, что тут, вроде, все в руках человека, возгорания проводки случаются регулярно. На военных субмаринах были десятки случаев с исходом разной степени тяжести, но и на гражданских аппаратах такое случается.
Например, летом 1974 года в Токийской бухте на глубине всего 10 м вследствие короткого замыкания начался пожар на борту подводного аппарата Yudzuki. Был срочно начат подъем на поверхность, но оба члена экипажа успели погибнуть.
Меч-рыба, гигантский кальмар и белая акула
Хотя этот вариант кажется фантастическим, нападения животных на глубоководные аппараты случаются чаще, чем можно представить. И не только на глубоководные: зимой 2003 года у острова Мадейра восьмиметровый кальмар обхватил корпус французской яхты «Жером» с явным намерением утопить ее. К счастью, моллюск переоценил свои силы.
В 2014 году американцы из Woods Hole Oceanographic Institution засняли, как большая белая акула атакует автономный подводный аппарат Remus, пытаясь перекусить его пополам.
В 1967 году недалеко от Флориды меч-рыба напала на американский глубоководный аппарат Alvin на глубине 610 метров. Ей удалось пробить внешнюю, полистироловую оболочку мини-субмарины. Проходящий под ней электрический кабель чудом остался цел. Тем не менее экипажу пришлось идти на экстренное всплытие.
Что могло случиться с «Титаном»
Хотя сейчас появилась информация о том, что глубоководный аппарат «Титан», пропавший в Атлантике на месте крушения «Титаника», имел признаки циклической усталости и не мог погружаться глубже 3 000 м, а останки знаменитого судна лежат на 3 800 м, вряд ли дело в этом. Во-первых, такие аппараты имеют большой запас прочности.
Во-вторых, противолодочный самолет P8 Poseidon зафиксировал звуки в месте, близком к району пропажи «Титана». Они раздаются с периодичностью в 30 минут. Так что, похоже на борту есть живые. Если исходить из этого, стоит отмести и версию с пожаром.
С другой стороны, «Титан» потерял связь через 45 минут после начала погружения, когда уже должен был спуститься к обломкам «Титаника». По всей видимости, у него возникли проблемы с электроснабжением. В таком случае он должен был подняться, задействовав аварийный сброс балласта. Последнее вряд ли требует электрического привода.
Получается, что аппарат потерял и энергоснабжение, и подвижность. Мистика. Проклятие «Титаника»?