Дотянуться до Японии
Япония в 30-е годы активно расширяла свою сферу влияния на Тихом океане. В Вашингтоне не собирались смотреть на то, как быстро растет конкурент. Поняв, что зависимая от импорта топлива Япония завязла в Китае, Штаты ввели эмбарго на поставку нефтепродуктов. И тогда японцы решили захватить Голландскую Ост-Индию, где было много нефти.
В Токио решили не проверять, вступит ли Америка из-за этого в войну, и ударили первыми. Налет на Перл-Харбор надолго вывел из игры ядро линейных сил американского флота на Тихом океане. В США поняли: война с японцами — это всерьез и надолго. А значит, была нужна большая дубина, которая позволит до них дотянуться.
Тихий океан отличался огромными расстояниями. Радиус действия имел тут самое важное значения. Имеющиеся бомбардировщики, B-25 «Митчелл» и B-17 «Летающая крепость», не позволяли дотянуться до самой Японии. Весной 1942-го американцы устроили налет на японские города при помощи B-25, но это было то еще извращение. Тяжелые самолеты еле-еле стартовали с авианосцев, но сесть обратно на палубу они не могли.
В итоге пришлось выдумывать сложную схему с посадкой в оккупированном японцами Китае на необорудованные площадки. Так было потеряно 15 машин, еще один самолет смог дотянуть до одного из советских аэродромов.
Рейд имел большое пропагандистское значение, но каждый раз терять все машины американцы себе позволить не могли. Требовалось что-то новое.
Этим «новым» стала «Суперкрепость» — новейший бомбардировщик, разработанный «Боингом» и получивший индекс B-29. Здоровенная машина раскинулась аж на 43 метра — таков был размах крыла четырехмоторного гиганта.
Боевой радиус в 3,4 тысячи километров позволял начать кошмарить Японию пораньше, а максимальная скорость, переваливавшая за 600 км/ч, облегчала уклонение от истребителей.
Если встреча все-таки происходила, то в распоряжении экипажа «Суперкрепости» была дюжина крупнокалиберных пулеметов и 20-миллиметровая пушка. В диковинку была дистанционная система управления некоторыми турелями. Высокий уровень эффективности экипажа при работе на больших высотах обеспечивала герметичная кабина.
Огненный дождь
Не будет сильным преувеличением сказать, что вся война на Тихом океане для США сводилась к тому, чтобы заполучить авиабазы на дистанции работы «Суперфортрессов». После чего американцы просто «выбомбили» японскую метрополию из войны.
Бомбить Японию B-29 начали еще в 1944 году с территории Китая. Летом американцы захватили остров Сайпан, откуда «Суперкрепостям» было еще удобнее летать. Весной 1945-го был взят штурмом остров Иводзима. Оттуда до Японских островов дотягивались и истребители, которые могли сопровождать B-29 на всем протяжении полета. Это уменьшило потери и разгрузило нервы экипажам бомбардировщиков.
Однако бомбометание обычными бомбами не давало нужного эффекта. По мере истощения сил японской ПВО стало возможным опуститься пониже и засыпать японские города зажигательными бомбами. В Европе бомбардировщики союзников научились создавать «огненный шторм», который не могли остановить даже прочные каменные здания. В японских городах было очень много деревянных строений, и они вспыхивали еще быстрее.
Ядерные бомбы в августе 1945-го стали лишь грандиозным финалом. Практически все крупные японские города были выжжены обычными зажигательными бомбами ничуть не менее эффективно. Так, например, рейд нескольких сотен бомбардировщиков на Токио в марте 1945-го обошелся японцам в большие потери, чем ядерная бомбардировка Хиросимы.
Бомбардировки дезорганизовали японскую промышленность. Если Германию пришлось взять штурмом на ее территории, то Япония сдалась самостоятельно, причем сделала это, несмотря на культивируемый в стране «самурайский» дух. В этом виноваты два больших шока — очень быстрое освобождение Маньчжурии от японцев силами Красной армии и опустошительные бомбардировки.
На пути к ядерному паритету
Когда B-29 атаковали Японию, какие-то самолеты повреждались или сбивались с курса. Тогда им пришлось садиться на советской территории. Формально у СССР с Японией до августа 1945-го действовал договор о ненападении. Поэтому американские летчики интернировались. Они потом возвращались домой под прикрытием ложных побегов, но вот самолеты Советский Союз мог с чистой совестью оставить себе.
Так как B-29 считался вершиной хайтека, американцы не спешили поставлять его по ленд-лизу. Поэтому советские инженеры разбирали по винтику все севшие на аэродромах машины.
Когда закончилась Вторая мировая, началась Холодная война. У американцев имелась ядерная бомба, а у СССР — нет. Это отставание следовало ликвидировать как можно скорее. Второй компонентной были средства доставки. И получить их надо было быстро, не тратя драгоценного времени на долгую разработку нового самолета.
B-29 прекрасно справился в Хиросиме и Нагасаки, так что было принято решение его скопировать. Благо, самолеты в СССР по вышеупомянутым причинам имелись. Это было осуществлено под руководством Туполева. Бомбардировщик получил новые моторы, советские пропеллеры, другие устройства связи и пушки вместо пулеметов.
Самолет выпускался в СССР под индексом Ту-4 — всего создать успели более тысячи штук. Видоизмененная «Суперкрепость» стала важной частью советской «ядерной дубины» — важной гирей на весах мирового баланса сил.