Зачем СССР скопировал бомбивший Хиросиму самолет

Каждой эпохе — свой хайтек. Для Второй мировой одним из его проявлений стал американский стратегический бомбардировщик B-29. Он был красив и эффективен. И если не поставил точку в войне, то, по крайней мере, смачно капнул в нее чернилами. А еще он заинтересовал лично Сталина и занял не последнее место в структуре безопасности СССР.

Дотянуться до Японии

Япония в 30-е годы активно расширяла свою сферу влияния на Тихом океане. В Вашингтоне не собирались смотреть на то, как быстро растет конкурент. Поняв, что зависимая от импорта топлива Япония завязла в Китае, Штаты ввели эмбарго на поставку нефтепродуктов. И тогда японцы решили захватить Голландскую Ост-Индию, где было много нефти.

В Токио решили не проверять, вступит ли Америка из-за этого в войну, и ударили первыми. Налет на Перл-Харбор надолго вывел из игры ядро линейных сил американского флота на Тихом океане. В США поняли: война с японцами — это всерьез и надолго. А значит, была нужна большая дубина, которая позволит до них дотянуться.

Фотография с японского самолёта во время атаки: момент попадания торпеды в «Вест Вирджинию».
Фотография с японского самолёта во время атаки: момент попадания торпеды в «Вест Вирджинию».Источник: Wikimedia

Тихий океан отличался огромными расстояниями. Радиус действия имел тут самое важное значения. Имеющиеся бомбардировщики, B-25 «Митчелл» и B-17 «Летающая крепость», не позволяли дотянуться до самой Японии. Весной 1942-го американцы устроили налет на японские города при помощи B-25, но это было то еще извращение. Тяжелые самолеты еле-еле стартовали с авианосцев, но сесть обратно на палубу они не могли.

В итоге пришлось выдумывать сложную схему с посадкой в оккупированном японцами Китае на необорудованные площадки. Так было потеряно 15 машин, еще один самолет смог дотянуть до одного из советских аэродромов.

B-25 «Митчелл»
Источник: I.pinimg

Рейд имел большое пропагандистское значение, но каждый раз терять все машины американцы себе позволить не могли. Требовалось что-то новое.

Этим «новым» стала «Суперкрепость» — новейший бомбардировщик, разработанный «Боингом» и получивший индекс B-29. Здоровенная машина раскинулась аж на 43 метра — таков был размах крыла четырехмоторного гиганта.

B-29 «Суперкрепость».
B-29 «Суперкрепость».Источник: Armedman

Боевой радиус в 3,4 тысячи километров позволял начать кошмарить Японию пораньше, а максимальная скорость, переваливавшая за 600 км/ч, облегчала уклонение от истребителей.

Если встреча все-таки происходила, то в распоряжении экипажа «Суперкрепости» была дюжина крупнокалиберных пулеметов и 20-миллиметровая пушка. В диковинку была дистанционная система управления некоторыми турелями. Высокий уровень эффективности экипажа при работе на больших высотах обеспечивала герметичная кабина.

B-29, вид сбоку, хорошо видны все огневые точки самолета.
B-29, вид сбоку, хорошо видны все огневые точки самолета.Источник: Armedman

Огненный дождь

Не будет сильным преувеличением сказать, что вся война на Тихом океане для США сводилась к тому, чтобы заполучить авиабазы на дистанции работы «Суперфортрессов». После чего американцы просто «выбомбили» японскую метрополию из войны.

Бомбить Японию B-29 начали еще в 1944 году с территории Китая. Летом американцы захватили остров Сайпан, откуда «Суперкрепостям» было еще удобнее летать. Весной 1945-го был взят штурмом остров Иводзима. Оттуда до Японских островов дотягивались и истребители, которые могли сопровождать B-29 на всем протяжении полета. Это уменьшило потери и разгрузило нервы экипажам бомбардировщиков.

Горящий Токио.
Горящий Токио.Источник: Wikimedia

Однако бомбометание обычными бомбами не давало нужного эффекта. По мере истощения сил японской ПВО стало возможным опуститься пониже и засыпать японские города зажигательными бомбами. В Европе бомбардировщики союзников научились создавать «огненный шторм», который не могли остановить даже прочные каменные здания. В японских городах было очень много деревянных строений, и они вспыхивали еще быстрее.

Ядерные бомбы в августе 1945-го стали лишь грандиозным финалом. Практически все крупные японские города были выжжены обычными зажигательными бомбами ничуть не менее эффективно. Так, например, рейд нескольких сотен бомбардировщиков на Токио в марте 1945-го обошелся японцам в большие потери, чем ядерная бомбардировка Хиросимы.

Огненный шторм в Токио, 1945 год
Источник: Wikimedia

Бомбардировки дезорганизовали японскую промышленность. Если Германию пришлось взять штурмом на ее территории, то Япония сдалась самостоятельно, причем сделала это, несмотря на культивируемый в стране «самурайский» дух. В этом виноваты два больших шока — очень быстрое освобождение Маньчжурии от японцев силами Красной армии и опустошительные бомбардировки.

На пути к ядерному паритету

Когда B-29 атаковали Японию, какие-то самолеты повреждались или сбивались с курса. Тогда им пришлось садиться на советской территории. Формально у СССР с Японией до августа 1945-го действовал договор о ненападении. Поэтому американские летчики интернировались. Они потом возвращались домой под прикрытием ложных побегов, но вот самолеты Советский Союз мог с чистой совестью оставить себе.

Советский Ту-4, авиамузей в Монино.
Советский Ту-4, авиамузей в Монино.Источник: Modernweapon

Так как B-29 считался вершиной хайтека, американцы не спешили поставлять его по ленд-лизу. Поэтому советские инженеры разбирали по винтику все севшие на аэродромах машины.

Когда закончилась Вторая мировая, началась Холодная война. У американцев имелась ядерная бомба, а у СССР — нет. Это отставание следовало ликвидировать как можно скорее. Второй компонентной были средства доставки. И получить их надо было быстро, не тратя драгоценного времени на долгую разработку нового самолета.

Bockscar B-29 на выставке под открытым небом в 1969 году /Wikimedia, FlugKerl, CC BY-SA 3.0
Bockscar B-29 на выставке под открытым небом в 1969 году /Wikimedia, FlugKerl, CC BY-SA 3.0Источник: Wikimedia

B-29 прекрасно справился в Хиросиме и Нагасаки, так что было принято решение его скопировать. Благо, самолеты в СССР по вышеупомянутым причинам имелись. Это было осуществлено под руководством Туполева. Бомбардировщик получил новые моторы, советские пропеллеры, другие устройства связи и пушки вместо пулеметов.

Самолет выпускался в СССР под индексом Ту-4 — всего создать успели более тысячи штук. Видоизмененная «Суперкрепость» стала важной частью советской «ядерной дубины» — важной гирей на весах мирового баланса сил.