Вылететь в США и не вернуться: как советский самолет исчез в Арктике в 1937 году

Арктика — крайне опасное и неприветливое место. Благодаря упорному труду многих поколений, сейчас регион относительно пригоден для жизни. Но этот путь всегда непрост и полон трагических событий.

Четырехмоторный красавец

Название тяжелого бомбардировщика ДБ-А, который начали создавать в 1935 году, расшифровывалось просто: «Дальний бомбардировщик — Академия». Под последней имелась в виду Военно-воздушная академия. Из ее преподавателей и инженеров сформировали конструкторское бюро, которое и разработало новую машину.

Первый опытный экземпляр дальнего бомбардировщика ДБ-А.
Первый опытный экземпляр дальнего бомбардировщика ДБ-А.Источник: Modelist-konstruktor

Философия ДБ-А состояла в том, чтобы взять стремительно устаревающий бомбардировщик ТБ-3 и на его основе создать самолет с учетом всех новинок авиастроения: внутренней бомбовой подвески, частично убираемых шасси, и закрытой кабиной. Все это улучшало аэродинамические характеристики.

ДБ-А ставил новые рекорды. Так, в ноябре 1936 года он первым поднял десятитонный груз на семикилометровую высоту. Затем он слетал из Москвы в Мелитополь и обратно с пятитонным грузом, установив рекорд средней скорости на маршруте длиной 2 тыс. км. Способность не только далеко летать, но и брать с собой серьезный груз привлекла внимание летчика Сигизмунда Леваневского.

Первый полет самолета-бомбардировщика конструкции В.Ф.Болховитинова ДБ-А.
Первый полет самолета-бомбардировщика конструкции В.Ф.Болховитинова ДБ-А.Источник: Центральный музей Военно-воздушных сил

Связи с Америкой

Леваневский был известен тем, что вывез с Чукотки потерпевшего там крушение американского летчика Джеймса Маттерна. Доставив его в Америку, Леваневский стал героем газет и неожиданно для себя обзавелся широкими связями в США.

Советский Союз в то время очень нуждался в «положительной карме» — сотрудничество с американцами в деле индустриализации страны было сложно переоценить. Поэтому контакты Маттерна пригодились Леваневскому. У него появилась идея совершить первый трансполярный перелет из СССР в США. Для ее реализаци хорошо подходил туполевский АНТ-25, созданный специально для рекордов дальности.

Леваневский - третий слева.
Леваневский - третий слева.Источник: Khrunichev

Правда, вышла обидная осечка — перелет, стартовавший в августе 1935 года, окончился фиаско. Причиной стала неисправность в подаче масла, которое забрызгивало кабину. Леваневский развернул самолет обратно. Когда АНТ-25 приземлился, оказалось, что неисправность была пустячной и ее можно было устранить прямо в полете. На этом фоне летчик окончательно разнервничался и позже при Сталине обвинил Туполева — конструктора самолета — во вредительстве. Пилот заявил, что больше никогда не будет летать на его самолетах.

АНТ-25 – самолёт для рекордов дальности.
АНТ-25 – самолёт для рекордов дальности.Источник: Aviation21

Однако АНТ-25 вновь раздосадовал Леваневского: после успешного полета экипаж Чкалова в Штатах еще долго собирал стадионы. Леваневскому был нужен реванш — он жаждал получить его, использовав ДБ-А.

Трагедия

Леваневский уже не мог стать первым человеком, перелетевшим через Северный полюс в Америку. Но был шанс стать первым, кто сделает это с грузом, ведь возможности бомбардировщика позволяли провернуть этот трюк. Тогда пилот смело шагнул вперед навстречу опасности.

ДБ-А.
ДБ-А.Источник: Wikimedia

В августе 1937 года в ДБ-А загрузили черную икру и дорогие меха — такой подарок Рузвельту. После этого экипаж, возглавляемый Леваневским, поднял машину в воздух и взял курс на США. ДБ-А достиг Северного полюса и пропал с радаров. Когда все сроки выхода на связь и прилета в США вышли, в воздух подняли поисковые самолеты. Экипаж Леваневского искали долго и активно, но результат оказался нулевым. Судя по всему, ДБ-А упал в океан и исчез там навсегда.