Холодный расчет: как США готовились к ядерной бомбардировке Нагасаки

Ядерные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки стали страшным событием Второй мировой войны. Сбросить бомбу технически не так уж и просто — неверный расчет, и самолет мог исчезнуть в ядерном грибе вместе с японскими городами. В годовщину трагедии в Нагасаки вспоминаем, как США готовились к применению революционного оружия.

Недолгие раздумья

Оружие обычно создают не для того, чтобы сдать его на склад и никогда не использовать. Когда 16 июля 1945 года на одном из пустынных полигонов в штате Нью-Мексико американцы взорвали первую в мире атомную бомбу, руководители проекта по ее созданию были вне себя от счастья.

Правда, некоторые ученые, участвовавшие в проекте, попытались было поиграть в традиционное научное вольнодумие: создали петицию с просьбой не использовать новое оружие против японских городов. Предлагалось предупредить японцев о новой бомбе и даже указать выбранный для демонстрации силы город. Надеялись, что оттуда успеют вывезти гражданских. Эту идею отвергли, ведь японцы могли не только эвакуировать мирное население, но и, например, притащить к эпицентру американских военнопленных.

Бомба
Источник: Airforcetimes

Куда более серьезные размышления касались возможных политических последствий такой бомбардировки. Например, американские власти боялись, что громкое применение ядерного оружия заставит форсировать его разработку в других странах. Впрочем, эти сомнения тоже отбросили. Единственной страной, не считая безоговорочно дружественную Британию, которая могла быстро получить ядерную бомбу, был СССР. Союз и без того прилагал все усилия для того, чтобы стать обладателем ядерного оружия. В том числе, сверхдержава пыталась по максимуму разведать все, что происходило в этом направлении в Соединенных Штатах.

Эффект ядерной бомбардировки не был чем-то недостижимым для американцев и до июля 1945 года. Большие соединения обычных бомбардировщиков с зажигательными бомбами могли подчас устроить налет и пострашнее — так было в Токио в марте 1945 года. Но тут расчет делался именно на психологический эффект. Японцы должны были крепко призадуматься от применения формулы «один самолет — одна бомба — уничтожение крупного города».

Плутониевая бомба «Толстяк».
Плутониевая бомба «Толстяк».Источник: Airforcetimes

Чтобы этот эффект не оказался смазанным, надо было обеспечить не только уничтожение цели, но и выживаемость тех, кто был должен ее бомбить. Подробнее все это описано в книге Криса Уоллеса «Обратный отсчет: 116 дней до бомбардировки Хиросимы» (2021 г.).

Взрывная волна

Сегодня экипажи стратегических ракетоносцев производят пуски за сотни километров до зоны действия ПВО противника. Во времена Второй мировой все было иначе. Атомная бомба представляла собой, прежде всего, бомбу свободного падения. Единственное, что упорядочивало ее полет — это стабилизаторы, присущие любой «обычной» бомбе. Подрывалась она в воздухе — ученые рассчитали, что так взрывная волна нанесет наибольший ущерб цели.

Бомба «Толстяк».
Бомба «Толстяк».Источник: History Russia

Но то же самое она могла сделать с самолетом, который бы ее сбрасывал. Несмотря на силу атомного взрыва, бомбу следовало сбросить не «куда-то в сторону города», а точно в его центр, чтобы ущерб был максимальным. Американцы посчитали, что бомбу следует бросать с 9-километровой высоты, а сделать это было очень непросто.

Чтобы повысить точность удара, отвечавший за бомбардировку полковник Пол Тиббетс регулярно гонял свои экипажи на боевые задания. Бомбардировщики сбрасывали на головы японцев 2,5-тонные шары, заполненные взрывчаткой. Считалось, что именно такая масса и форма позволят наиболее точно передать баллистику атомных бомб — на стадии первых тренировок еще никто точно не знал, как именно они будут выглядеть.

Затем надо было резко развернуться и набрать максимальную скорость на пикировании. Надо было как можно быстрее оказаться как можно дальше от точки сброса, чтобы самолет не задело взрывной волной. При этом нельзя было превысить допустимый угол пикирования — тогда бы не выдержала конструкция тяжелого бомбардировщика, который мог просто развалиться на куски.

Бомбардировщик B-29, сбросивший ядерную бомбу на Нагасаки.
Бомбардировщик B-29, сбросивший ядерную бомбу на Нагасаки.Источник: Airforcetimes

В распоряжении Тиббетса была смешанная авиагруппа 509 — в ней собрали лучшие бомбардировочные экипажи со всей Америки. У полковника имелись свои инженеры, снабженцы и транспортные самолеты для высокой скорости перебазирования. 1200 человек и 18 бомбардировщиков B-29. Так эта история описана в книге Константина Кузнецова «Бомбардировщик B-29 «Суперкрепость». Самолет, уничтоживший Хиросиму» (2022 г.).

Это были не простые бомбардировщики, а специально модифицированные. Форсированные двигатели и максимальное облегчение самолетов, с которых сняли почти все оборонительное вооружение. Все это было подчинено единственной цели — как можно быстрее после сброса бомб набрать как можно большую скорость. Кроме того, самолетам изменили бомболюки, чтобы они могли брать как можно более крупные боеприпасы. Именно такими обещали стать атомные бомбы.

Бомба
Источник: History Russia

Такими они и стали. Кроме того, они оказались самыми смертоносными боеприпасами в истории человечества. Счет уничтоженных японцев в бомбардировках Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года превышал сотню тысяч человек. Но — ирония судьбы — ядерное оружие, когда оно появилось в распоряжении сверхдержав, оказалось единственным фактором, который уберег мир от сползания в новую мировую войну.