Броня — основа всему
Великую Отечественную войну «тянули» самые разные самолеты. Четырехмоторный гигант Пе-8 с размахом крыла 40 метров бомбил Берлин и возил в Англию сталинских эмиссаров. Истребители КБ Яковлева вели воздушные бои за господство в воздухе. Рабочие лошадки Ли-2 возили грузы. А штурмовики в рутинном режиме бросались в самое пекло, чтобы осыпать врага градом бомб, пуль и снарядов.
Штурмовик работает на малых и сверхмалых высотах. Огонь с земли для него — самое обычное дело. К тому же истребители противника всегда будут рады наброситься на самолет, уступающий им в маневренности и способности набирать скорость. Поэтому они должны быть хорошо защищены.
Авиаконструктор Сергей Ильюшин, создавая свой Ил-2, решил, фактически, построить свой самолет «вокруг» бронекорпуса. Он не был первопроходцем в этой области — самолеты, созданные по этому принципу, уже существовали. Но Ильюшину предстояло воплотить это решение на новом уровне. Эта история подробно описана в книге Олега Растренина, «Штурмовик Ил-2. Легенда на все времена» (2020 г.).
Рабочая лошадка
Штурмовик всегда работает в непосредственной близи от переднего края. Он поддерживает войска на земле, а не атакует промышленные цели в глубине вражеской страны. Это означает необходимость быстро реагировать. Значит, эскадрильи штурмовиков должны привыкнуть к полевым аэродромам. А это — грязь, пыль, временные сооружения, повышенная опасность бомбовых ударов противника.
В этих условиях наивно надеяться, что ремонтники штурмовых авиачастей будут иметь удобные условия и располагать широким набором инструментов. Все эти люди, скорее всего, будут перманентно валиться с ног от усталости и испытывать хронический дефицит времени.
Это означало, что самолет следует сделать ремонтопригодным — понимавший это Ильюшин уделял этому повышенное внимание. Он не гнался за рекордными характеристиками. В каждом из отдельно взятых показателей Ил-2 уступал лучшим современным самолетам, ориентированным на работу по наземным целям. Но вырывался в лидеры, если смотреть на картину в целом, особенно если отойти от «бумажного» подхода.
Поэтому Ил-2 провоевал всю войну, пережив и переезд промышленности, и массовый приход в нее неквалифицированных рабочих. Конструкция очень много «прощала», и небрежность или грубость заводчанина или пилота, которая была бы фатальной для другого самолета, не означала ничего необратимого с легендарным штурмовиком. Неудивительно, что Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации — его выпустили более 36 тыс. штук. Так пишет Артем Драбкин в книге «Я дрался на Ил-2» (2005 г.).
От тяжких дней до зенита славы
В бою Ил-2 демонстрировал успехи и неудачи так же, как и РККА в целом. Штурмовик не существовал отдельно от армии, и пережил как горечь 1941 года, так и победоносные месяцы 1945 года.
Ил-2 не был предназначен для боев с истребителями на равных, но он не был и беззащитной целью — эти самолеты, вооруженные курсовыми пулеметами и авиапушками, вполне могли постоять за себя. При появлении «Мессеров» они могли построиться в оборонительный круг, прикрывая друг друга.
А в бою «один на один» летчик «Ила» всегда мог попробовать провернуть трюк с резкой потерей скорости — тогда заходящий в хвост враг мог зазеваться и проскочить вперед. Тут надо было не медлить и угостить его точными очередями. Много советских летчиков-штурмовиков именно таким способом записали себе на личные счета не только наземные, но и воздушные цели, включая вертких «Мессершмиттов».
Помимо пушек и пулеметов, Ил-2 несли бомбы и реактивные снаряды. Особую ценность приобретали ПТАБы — противотанковые авиабомбы, сбрасываемые по кассетному принципу. Один Ил-2 мог нести почти две сотни таких бомб, которые плотно накрывали прямоугольник местности 15×200 метров.
Начиная с 1944 года, когда на Восточном фронте загремел «Багратион», обрушивший всю группу армий «Центр», Ил-2 получили в свое распоряжение идеальные цели — растянувшиеся на многие километры отступающие колонны немцев. При этом сильно снизилась активность вражеских истребителей. Ими постепенно, но верно выбивали костяк лучших пилотов. В этих условиях «Илы» вместе с пикирующими бомбардировщиками устраивали германским военным настоящую бойню. Эта кровавая жатва в итоге шла на пользу всем — она приближала окончание самой масштабной войны в истории человечества.