Масштабы проблемы
У СССР и Рейха, в 1941 году схлестнувшихся в войне не на жизнь, а на смерть, были свои козыри и слабые места. Сильной стороной Германии в области бронетехники была организация танковых войск, позволявшая использовать их максимально эффективно. А Советский Союз «перевешивал» в мощи стоящих на вооружении образцов. Т-34 и КВ в бою имели неоспоримое превосходство перед короткоствольными Pz-IV и уже начавшими устаревать Pz-III.
Но с начала 1942 года это превосходство в толщине брони и пробивной силе орудий начало нивелироваться — немцы перевооружили свои «четверки» на длинноствольные пушки. Ведь они могли уже вполне уверенно бороться с тяжелыми КВ.
В 1943 году, когда противник массово получил «Тигры» и «Пантеры», стало еще хуже. Теперь лоб вражеских танков на дальних и средних дистанциях боя не пробивался, а тот же «Тигр» с 88-миллиметровой пушкой мог эффективно поражать Т-34 с двухкилометровой дистанции. И с этим надо было что-то делать.
Кризис-менеджмент
К счастью для Красной армии, немцы не применили «Тигры» массированно и внезапно. Вначале они обкатывали в реальных боевых условиях опытные машины, чтобы вылечить «детские болезни» новой техники. Поэтому первый «Тигр» был захвачен советскими войсками еще в январе 1943 года, за полгода до Курской битвы.
Поэтому было какое-то время подготовиться заранее. Советская промышленность подналегла на производство подкалиберных снарядов. Они были труднее в изготовлении, и для них требовался дефицитный вольфрам. Но зато такие снаряды позволяли танкам Т-34 пробивать «Тигра» хотя бы метров с 400.
Еще одним способом «здесь и сейчас» если не решить проблему, то хотя бы снизить ее остроту, были ПТАБы — противотанковые авиабомбы. Эти небольшие боеприпасы по 1,5−2,5 килограмма могли пробивать тонкое бронирование крыши «Тигров» благодаря кумулятивному эффекту. ПТАБы сбрасывались контейнерами по 48 штук. Четыре контейнера, которые нес один штурмовик Ил-2, «засеивали» такими бомбами прямоугольник 200×15 метров. Шансы попадания в танк при таком применении были довольно высокими.
Дешево и эффективно
Это, впрочем, были полумеры. Красной армии требовалось вышибить клин клином — получить собственную бронетехнику, которая способна бороться с «Тиграми» и «Пантерами».
Казалось бы, против германского «Тигра» надо было создать свой аналог, заточенный под борьбу конкретно с этим танком. После чего эти тяжелые орудия, аки Пересвет и Челубей, будут сражаться в чистом поле, задавая тон всему сражению. Но так ничего не работало, ведь танки — это часть общевойскового боя, а не богатыри для показательных поединков. В СССР пустили в массовое производство новый тяжелый танк — ИС-2. Но он больше подходил для поддержки пехоты, чем для охоты на танки врага. Его 122-миллиметровое орудие могло задать жару «Тигру», но калибр был избыточным для таких задач. Это означало раздельное заряжание — то есть, меньшую скорострельность. Про танки серии «Тигр» подробно рассказано в книге Михаила Барятинского «Тяжелый танк «Тигр». Полная иллюстрированная энциклопедия» (2022 г.).
Вместо того чтобы создавать своего «Тигра», Красная армия в чем-то пошла по немецкому пути начала 1942 года. Было решено усилить вооружение уже имеющихся средних танков — промышленность уже хорошо знала их, и могла производить в больших количествах. Вместо 76-миллиметровой пушки поставили 85-миллиметровую. Чтобы она поместилась, старую башню заменили на более просторную. Теперь самый массовый советский танк мог пробить лоб «Тигра» почти что с километровой дистанции. Так пишут в книге «Танковая мощь СССР», Михаила Свирина (2009 г.).
Не меньшая роль в охоте на тяжелые танки противника доставалась самоходкам. На базе того же Т-34 еще летом 1943 года создали самоходку с 85-миллиметровым орудием. Это произошло еще за полгода до появления на фронте Т-34 c 85-мм пушкой — сделать рубку для орудия получилось быстрее, чем внедрить вращающуюся башню новой конструкции. Играли свою роль и тяжелые самоходки Су-152 и ИСУ-152 — созданные для поддержки пехоты, они могли поражать и тяжелые танки из своих 152-миллиметровых орудий.
А под самый конец войны, в январе 1945 года, в последнем крупном танковом сражении у озера Балатон, в бой вступила новая самоходка Су-100. Это был настоящий козырной туз в борьбе с германским «зверинцем» — ведь новая машина пробивала в лоб даже не простой «Тигр», а «Кениг Тигр», самый мощный и дорогой серийный танк в истории панцерваффе.