Что за белые коробки устанавливают на каждой станции метро

Загадочные квадратные устройства не дают покоя многим пассажирам Московского метрополитена. Для чего нужны белые квадратики, висящие над эскалаторами, расскажем в этой статье.

Ежедневно около восьми миллионов человек спускаются в Московское метро. Многие пассажиры обеспокоены предназначением белых квадратиков, которые они стали замечать на платформах, у эскалаторов и в вестибюлях станций метро. Для чего же они нужны?

Сети подземелья

Жители и гости мегаполиса могут находиться в метро часами, поэтому обеспечение качественной сотовой связью в вестибюлях и на платформах метро является одной из приоритетных задач для властей города.

Как известно, основа работы любой сотовой сети как на поверхности, так и под землей — базовые станции. Они отвечают за связь между абонентами сотовой связи. В условиях плотной городской застройки базовые станции располагаются так, чтобы зоны их покрытия перекрывали друг друга. Когда сеть от одной станции начинает затухать, телефон сразу же переключается на соседнюю и «передает» клиента ей.

Антенна базовой станции на крыше городского здания.
Антенна базовой станции на крыше городского здания.Источник: Public Domain Pictures

В метро же операторам требуется локально подключить участок сразу с большим количеством абонентов. Именно для этих целей предусмотрены загадочные белые коробки. Это приближенный вариант базовой станции, только в компактном виде — пикосоты и микросоты с антенными блоками. То есть по сути — это выносной элемент для приема и передачи сигнала от базовой станции до абонентов.

Как устроена связь в метро.
Как устроена связь в метро.Источник: Gazeta Metro

Сама базовая станция в метро, как правило, устанавливается прямо под платформой. От нее в разные стороны идут кабели, подключенные к этим антеннам. Пикосоты могут быть квадратной, прямоугольной или вытянутой формы. Их устанавливают на концах платформы, в центральном вестибюле, в эскалаторных галереях и переходах между станциями.

Количество антенн зависит от сложности станции и может составлять от 4 до 12. На некоторых станциях их стараются замаскировать, чтобы не портить общий архитектурный облик.

А как в тоннелях?

С организацией связи в тоннельных перегонах все по-другому. Зона радиопокрытия одной микросоты составляет всего 800 метров, поэтому в тоннелях используют другую технологию — прокладывают специальный фидерный кабель (излучающий фидер) с насечками-прорезями по всей длине.

Специальный фидерный кабель (излучающий фидер) с насечками-прорезями по всей длине.
Специальный фидерный кабель (излучающий фидер) с насечками-прорезями по всей длине.Источник: Youtube/@cell_mounting

Радиосигнал между базовыми станциями соседних станций метро проходит через небольшие прорези в кабеле и улавливается антеннами смартфонов. Таким образом излучающий кабель совмещает в себе как функцию антенны, так и свойства обычного коаксиального кабеля.

Фидерный кабель протягивают в тоннелях на уровне сидений. Это позволяет нам пользоваться сотовой связью и интернетом не только на станциях, но и при движении поездов.