Зачем грузовые суда в XXI веке оснащают парусами

Современные коммерческие суда с парусами разительно отличаются от своих предшественников. Рассказываем, как они устроены — тем более что в этой сфере появились интересные новинки.

По разным данным, сейчас в мире существует около ста коммерческих грузовых судов, использующих энергию ветра. Основная движущая сила на них — это по-прежнему дизельные установки, работающие на мазуте. Однако паруса дают экономию горючего от 20% до 30%. И, соответственно, позволяют снизить углеродный след судна.

Направлений в области современного парусного судостроения два: это жесткие паруса и кайты с компьютерным управлением. Рассказываем об обоих подробнее.

Сухогруз под парусами

Два паруса позволяют сухогрузу Pyxis Ocean экономить до 3 т мазута в день и снижать вредные выбросы.
Два паруса позволяют сухогрузу Pyxis Ocean экономить до 3 т мазута в день и снижать вредные выбросы.Источник: Bar Technologies

Пример судна с жесткими парусами — сухогруз Pyxis Ocean. В августе 2023 года после переоборудования оно вышло в свой первый парусный рейс из Китая в Бразилию, который продлится шесть недель. Это корабль длиной 230 метров с водоизмещением в 81 тыс. т. Две парусных установки WindWing («Ветровое крыло»), которые он получил благодаря инженерам, имеют высоту 37,5 м. Они выполнены из стали и полимерных композитов. Согласно расчетам, каждая установка позволяет сэкономить 1,5 т мазута в день. Получается, теперь Pyxis Ocean будет расходовать на 3 т мазута в день меньше.

Во время стоянки паруса складываются одним нажатием кнопки. Да и в остальном они не требуют дополнительных хлопот или персонала для управления — все механизировано и компьютеризировано.

Есть и еще один важный плюс — WindWing можно поставить на любое судно, подходящее по габаритам. Для этого не потребуется существенная переделка.

сухогруз Pyxis Ocean
Источник: Transport.md

Разработала парусную установку британская компания BAR Technologies, до сих пор занимавшаяся созданием систем для гоночных парусников, участвующих в Кубке Америки — морском аналоге «Формулы-1». Как сказал ее руководитель Джон Купер: «Это один из самых низкоскоростных проектов, над которыми мы работали, но, без сомнения, для планеты он гораздо важнее».

Эксперты предполагают, что к 2025 году 50% вступающих в строй грузовых судов будут оснащены такими парусами. Впрочем, у этого технологического решения есть и слабые места. Например, директор компании Clarksons Research С. Гордон считает, что парусные установки неприемлемы на контейнеровозах, поскольку создадут помехи при погрузке и разгрузке.

Парусный ракетовоз

Четыре паруса Canopée высотой по 37 м и площадью по 363 м2 при необходимости складываются и ложатся на палубу.
Четыре паруса Canopée высотой по 37 м и площадью по 363 м2 при необходимости складываются и ложатся на палубу.Источник: Pressmare

Существуют и коммерческие суда, изначально сконструированные с учетом использования парусов. Самый яркий пример — парусно-моторный паром Canopée, построенный компанией Zephyr et Boree. Это судно разрабатывали специально для удовлетворения логистических потребностей ArianeGroup, работающей на Европейское космическое агентство. Оно будет перевозить детали ракеты-носителя Ariane 6 из европейских портов во Французскую Гвиану. Хотя о нем и говорят как о первом современном коммерческом парусном судне, помимо парусов у него есть и полноценный дизельный двигатель. Четыре жестких паруса высотой 37 м и площадью по 363 м² уменьшают расход топлива и выбросы вредных веществ на 30%. При необходимости мачты складываются и ложатся на палубу.

Судно проектировали и строили шесть лет, и в августе 2023 оно наконец было готово приступить к своей миссии. Согласно контракту, в течение 15 лет оно будет совершать во Французскую Гвиану по 12 рейсов в год.

Грузовой кайтсерфинг

Грузовой кайт площадью 500 м2 тянет грузовое судно Ville de Bordeaux компании Airbus.
Грузовой кайт площадью 500 м2 тянет грузовое судно Ville de Bordeaux компании Airbus.Источник: Mediarenditions Airbus

Принципиально иное решение, позволяющее использовать силу ветра на судах — использование гигантских кайтов. Мачту с пусковой установкой и механизмами управления крепят на носу судна, запуск и складывание кайта осуществляются автоматически. Да, выглядит фантастически. Но находит применение у серьезных компаний. Например, такую технологию использует компания Airbus на своих собственных судах, перевозящих детали самолетов между производственными площадками в Европе и Америке.

Автоматизированные буксирные змеи SeaWing были разработаны авиационными инженерами стартапа AirSeas, частично принадлежащий самой Airbus. Первый кайт установили еще в 2017 году, а в 2018-м стартап уже получил первый заказ от Airbus. Тогда кайт площадью 500 м² установили на судно Ville de Bordeaux, перевозящее детали А320 в США. Еще через год компания заключила контракт с японским перевозчиком K-Line и установила свои SeaWing на одно из судов компании, параллельно договорившись о поставке и инсталляции еще пяти.

Грузовой кайтсерфинг
Источник: Shipshub

Как мы уже сказали, SeaWing разворачивается и работает автономно. В момент пуска парус «выстреливается» с установленной на носу мачты со скоростью около 100 км/ч и выписывает траекторию в форме восьмерки. Управляющая кайтом программа анализирует данные о ветре в точке нахождения и метеорологическую информацию в целом, выбирая оптимальный маршрут для судна.

Устройство позволяет снизить расходы на топливо на 20% и, соответственно, уменьшить углеродные выбросы.

Справедливости ради надо сказать, что на морской транспорт сейчас приходится около 3% выбросов парниковых газов и около 90% мировых грузоперевозок. Коммерческих парусников становится с каждым годом все больше.