Как советский летчик удрал в Японию на новейшем истребителе и чем это закончилось

Угон военного самолета — всегда событие. А если речь идет о новейшем перехватчике, то событие из ряда вон выходящее. 6 сентября 1976 года советский летчик Виктор Беленко улетел в Японию на истребителе-перехватчике МиГ-25П и вызвал знатный переполох.

Самый быстрый истребитель

МиГ-25 был создан для борьбы со сверхзвуковыми бомбардировщиками НАТО, которые начали входить в строй с начала 60-х годов. От этого перехватчика требовалась способность превышать скорость в три тысячи километров в час и мощный радар, облегчающий поиск и уничтожение воздушной цели.

Кроме этого, в списке важнейших качеств находилась способность эффективно работать на высоте в 20 и более километров — там же, где и должны были прорывать советскую ПВО американские бомбардировщики или сверхскоростные разведчики вроде SR-71.

МиГ-25П
Источник: Testpilot

Все эти качества удалось воплотить в новом самолете МиГ-25 к началу 70-х, когда он и был принят на вооружение. Впрочем, успешные испытания шли еще раньше — свою первую добычу в виде самолета-мишени МиГ-17 «двадцать пятый» уничтожил еще в 1969 году.

Впоследствии МиГ-25 отметился в арабо-израильских войнах. Он активно участвовал в противостоянии Ирана и Ирака, применялся индийцами против пакистанцев и даже сбил американский «Хорнет» в ходе «Бури в пустыни». Участвовали перехватчики и в Афганской войне, а также в конфликте армян и азербайджанцев. Но сегодня речь пойдет не о боях, а о происках американской разведки.

МиГ-25
Источник: Topwar

Дальневосточная глушь

Советский военный летчик Виктор Беленко был, как могло показаться, образцовым офицером. Он отлично летал, не имел порочащих записей в личном деле и рвался выше, на генеральскую должность, в военную академию. Это честолюбие в итоге и толкнуло его на путь предательства.

Беленко выполнял свои обязанности добросовестно и даже более того. Но ему все время как-то не везло с повышениями и переводами на более высокие должности. На этой почве у него все время случались конфликты с начальством, и в итоге он решил, что карьеру надо развивать уже на новом месте. По желанию самого летчика его перевели на Дальний Восток.

Военный билет Беленко.
Военный билет Беленко.Источник: Wikimedia

Беленко отправился служить на аэродром Чугуевка. Место было довольно глухое. Как рассказывал мой дед [дед автора заметки — прим. ред.], сам служивший в те годы офицером в авиации в Приморье, «деревня, один магазин и аэродром — делать там было нечего». Причем если в случае с другими авиаполками в десятке-другом километров имелся какой-никакой город с развлечениями, то вокруг Чугуевки не имелось ничего.

При этом ожидаемого прорыва в карьере Беленко не произошло — его все так же не спешили быстро двигать наверх. На почве всего этого он становился раздражительным, что сказалось на отношениях с женой. Она взяла трехлетнего сына и уехала к родителям — тогда Беленко принял решение перебираться в США.

МиГ-25
Источник: Airwar

Позже он напишет мемуары, где заявит, что он сознательно решил покинуть СССР именно из-за несогласия с советской системой. Однако стоит ли так уж безоговорочно верить самооправданиям, написанным в разгар Холодной войны? Как бы то ни было, Беленко четко знал, куда он летит и к кому — он вошел в сговор с американской разведкой. Вышел ли он на нее сам или его завербовали, было не так уж и важно. Главное — он знал, что его будут ждать. Но желать попасть в какую-то точку еще не значит успешно это сделать.

Рубикон

Беленко планировал приземлиться на авиабазе в Титосе на острове Хоккайдо. Но в Приморье ему, разумеется, никто не стал бы предоставлять карты для ориентирования при побеге. К тому же, как только Беленко смог «потеряться», он был вынужден лететь над водной гладью на высоте в десятки метров, чтобы избегать советских радаров. Все это не способствовало удачной навигации.

Аэропорт Хакодате.
Аэропорт Хакодате.Источник: Wikimedia

В результате на Титосе Беленко выйти так и не смог. Топлива оставалось все меньше и меньше, поэтому, когда он увидел какой-то гражданский аэропорт, то, не долго думая, решил сесть там. Это оказался аэропорт Хакодате, взлетная полоса там была длиной лишь 1 800 метров. Этого было маловато для истребителя-перехватчика, но, сделав над ней три круга, летчик все-таки смог посадить самолет, чудом не врезавшись в оказавшийся на пути Боинг-727. В баках МиГ-25П оставалось керосина лишь на 30 секунд работы двигателей.

Как известно, в Японии всегда во всем порядок, особенно в аэропортах. Поэтому вскоре после приземления Беленко его самолет окружили местные жители. Очень скоро набралась целая толпа с желанием разобрать самолет на сувениры. Летчик вытащил пистолет и сделал два выстрела в воздух. Толпа тут же исчезла, зато вместо нее появилась полиция. Беглец был арестован, но вскоре за ним приехали американцы и Беленко передали им на поруки.

МиГ-25 в японском аэропорту Хакодате.
МиГ-25 в японском аэропорту Хакодате.Источник: Airforce

Американцы дали ему политическое убежище. Беленко уехал в США, где занимался консультированием военных и разведки относительно советских ВВС. У него была идея попасть на «Голос Америки» и передавать советским летчикам инструкции для бегства, но американцы запретили ему это делать. Причина была в том, что им был нужен новейший самолет, а Беленко шел к нему уже в качестве приятного бонуса. И, хоть лично его деньгами и работой никто не обидел, но тратиться на других беглецов американцы не собирались.

Беленко и ныне живет в Соединенных Штатах. Должно быть, каждое шестое сентября он вспоминает свой побег. Помнит ли он оставленное Отечество? Размышляет ли о нем? Пытается ли узнать, что думают о нем в современной России? Неизвестно. Возможно, прямо сейчас он, как и вы, читает и эту статью. А, может быть, и нет.

Ответы на все вопросы

Когда секретный МиГ-25П оказался в гражданском аэропорту, японские власти изрядно струхнули. На охрану самолета были тут же переброшены 200 пехотинцев. Как будто этого было мало, вскоре охрану усилили танками и скорострельными зенитками. Кажется, в Токио на полном серьезе решили, что Советский Союз немедленно попробует отбить свой перехватчик обратно или хотя бы его уничтожить.

На самом деле СССР решил действовать дипломатически, угрожая японцам прервать все торговые контакты и требуя вернуть самолет. У американцев было ограниченное время на его изучение. Разобрав МиГ-25П, они доставили его авиатранспортником на военную авиабазу.

МиГ-25
Источник: Topwar

Поковырявшись в самолете, американцы пришли к выводу, что они переоценили его боевые возможности. Из плюсов была отмечена простота обслуживания. В остальном самолет «не впечатлил».

Тем временем советские угрозы возымели эффект, и в ноябре перехватчик доставили во Владивосток. На него тут же набросились советские инженеры. Задачей было понять, что именно смогли выяснить американцы.

И тут обнаружилось, что, несмотря на инструкцию, которую любезно прихватил с собой перед бегством Беленко, американцы не смогли толком понять, как работают некоторые механизмы самолета. Кое-где это было видно по следам вмешательства, а что-то было и вовсе сломано. Вишенкой на торте было то, что около двух десятков деталей и вовсе пропало. Последнее было использовано как предлог, чтобы выставить японцам счет в $20 млн — как за новый самолет. Те быстро нашлись, выкатив встречный счет в $40 тыс. за хранение самолета. Естественно, ни один из этих счетов так и не был оплачен.

МиГ-31, созданный на основе конструкции МиГ-25 /Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0
МиГ-31, созданный на основе конструкции МиГ-25 /Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0Источник: Wikimedia

Угон подстегнул модернизацию машины — в случае реальной войны американцев должно было ждать как можно больше сюрпризов. Два месяца спустя, 4 ноября 1976 года, советское правительство постановило начать работы над новым вариантом. В итоге был создан МиГ-25ПД с новой радиолокационной станцией, которая могла различать цели на фоне земной поверхности, и модернизированными двигателями, у которых был больше ресурс. Доводить все имеющиеся машины до уровня МиГ-25 ПД начали уже в 1979 году, а завершился этот процесс уже в 1982 году.

Поступок Беленко также ускорил и создание совершенно нового самолета на базе старого доброго «двадцать пятого». Так появился МиГ-31, который несет боевое дежурство и сегодня, в том числе, и с гиперзвуковыми «Кинжалами». Впрочем, это уже совсем другая история. А подробности истории Беленко можно прочитать в книгах «Foxbat tales: The MiG-25 in combat» (автор — Mike Guardia, 2020 год) и «Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31» (автор — Владимир Ильин, 2002 год).