Опасный, но не спасительный: почему легендарный «Тигр» не спас Третий рейх

Во время Второй мировой войны в арсенале немцев был легендарный по всем харатерикам танк «Тигр». Рассказываем, почему это орудие не спасло Третий рейх.

Танки бывают самые разные. В одной только Второй мировой участие принимали сотни образцов, «размноженные» индустриальными мощностями на сотни тысяч единиц. Но остаются в памяти, становятся легендами лишь немногие из них. У врага тоже были свои легенды — о них с опаской и уважением говорили и бойцы Красной армии. Но этой известности, к счастью, оказалось недостаточно для того, чтобы повлиять на исход войны.

Танк Тигр
Источник: Waralbum

Перетянуть одеяло

Начало Великой Отечественной было, пожалуй, самым сложным и тяжелым периодом существования СССР. Отмобилизованные немцы напали первые и пользовались преимуществами освоенного и уже опробованного во Франции блицкрига. Немцы угадали организационно — благодаря насыщенности ремонтными машинами, хорошей мотопехоте и мобильной артиллерии германские танковые группы двигались быстрее, чем советские мехкорпуса, и успешно формировали стенки гигантских котлов.

Выжить в этой тяжелейшей ситуации Красной армии помогли козыри в рукаве. Одним из них были танки. Организация танковых войск РККА в 1941 году не помогала парировать блицкриг, но сами танки были хороши. По крайней мере, когда речь заходила о новых образцах — средних Т-34 и тяжелых КВ. Их броня, особенно у последних, превосходила имеющиеся орудия у панцерваффе.

Тяжелый советский КВ-1
Тяжелый советский КВ-1Источник: Waralbum

Немцы чувствовали свое отставание. Бороться с новыми советскими танками они могли при помощи дефицитных подкалиберных снарядов и привлечения 88-миллиметровых зениток. Но при прочих равных панцерваффе чувствовали свою ущербность.

Массовое перевооружение штурмовых орудий и танков Pz-IV на длинноствольные 75-миллиметровые пушки в первой половине 1942 года сняло остроту этой проблемы. Но теперь немцам самим хотелось почувствовать себя в роли обладателей танков КВ, имея тяжелую машину, с пробитием брони которой у противника бы имелись серьезные проблемы. И они решили перетянуть одеяло на себя.

Танк «Тигр 1»
Источник: Militaryarms

Хайтек Третьего рейха

Проектируя новый танк, немцы решили применить техническое новшество — подвеску Книпкампа. Визуально она прежде всего отличалась от других ходовых частей множеством крупных в диаметре, но сравнительно тонких катков, расположенных в шахматном порядке. До этого немцы опробовали эту схему на бронетранспортерах, и там все было нормально.

На танке же такая подвеска существенно поднимала точность стрельбы на ходу, да и с остановки получалось выстрелить быстрее — с такой схемой танк не так сильно раскачивался. Большое количество «тарелочек», как называли эти катки, обеспечивало лучший контакт с поверхностью и лучшее распределение нагрузки.

Замена катков на подвеске Книпкампа в полевых условиях всегда становилась непростым делом — чтобы добраться до самого дальнего катка, требовалось снять уйму наружных /Wikimedia, Bundesarchiv, CC BY-SA 3.0
Замена катков на подвеске Книпкампа в полевых условиях всегда становилась непростым делом — чтобы добраться до самого дальнего катка, требовалось снять уйму наружных /Wikimedia, Bundesarchiv, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia

Но были и серьезные минусы. В случае полевого ремонта экипаж танка ждал ад. Чтобы добраться до поврежденного катка, если он находился в глубине, пришлось бы снять львиную долю остальных, что было крайне неудобно. Но считалось, что точность стрельбы вполне компенсирует этот недостаток.

Танк нес прочную броню вплоть до 100 миллиметров толщиной, а также мощную и «пробивную» 88-миллиметровую пушку, переделанную из зенитного орудия. Немцы получили мощный танк, который мог расправляться с советскими Т-34 и американскими «Шерманами» с внушительной дистанции в пару километров, а сам начинал пробиваться только с 400 метров — причем при соблюдении ряда условий.

Казалось, это должно дать тотальный перевес, который будет заметно влиять на ход боевых действий.

Танк «Тигр»
Источник: Waralbum

Реальное дело

По-настоящему серьезных проблем у «Тигра» было ровно две — беспрецедентная в то время для запущенного в серию танка масса и трудоемкость в производстве.

Первое применение под Ленинградом в 1942 году показало, что 57-тонная махина, несмотря на широченные гусеницы, легко вязнет в грязи. Это свойство, конечно, не было чем-то уникальным для танковой техники — рано или поздно вязли все. Но «Тигр» вяз раньше. И, самое грустное, его было сложнее оттуда вытянуть даже при помощи мощных 18-тонных тягачей. Поэтому некоторые «Тигры» пришлось взорвать при тактических отступлениях еще на стадии предварительной фронтовой обкатки, задолго до массового вступления в бой. А один танк был захвачен русскими, и, разумеется, немедленно подвергнут обстрелу на полигоне.

Поверженный «Тигр» где-то в Италии
Поверженный «Тигр» где-то в ИталииИсточник: Wikimedia

Этот успех во многом предопределил развитие событий на Курской дуге, где немцы готовили куда более масштабное применение «Тигров». Советская сторона смогла к этому подготовиться, сделав упор на минное оружие и противотанковую артиллерию.

За всю войну немцы произвели более 1300 «Тигров». Много? Смотря с чем сравнить. Советских «тридцатьчетверок» и американских «Шерманов» вместе было сделано около сотни тысяч штук. И после вооружения более мощными орудиями — для Т-34 это была 85-мм, а для «Шермана» 76-мм пушка — они вполне могли бороться с «Тигром». Не на равных, да — но этого и не требовалось, нередкими были тактические бои по 3−4 заходивших с разных сторон танка союзников на один «Тигр». А в большой индустриальной войне это был приговор.

Поэтому мощный, но трудоемкий в изготовлении танк так и не смог спасти Третий рейх — хотя и крови наших предков, увы, попил немало. Подробнее с этой историей можно ознакомиться в книге Михаила Барятинского «Тяжелый танк "Тигр". Полная иллюстрированная энциклопедия» (2022 г.).