В сентябре 2023 года компании BAE Systems и L3Harris Technologies официально поставили ВВС США первый самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EC-37B «Compass Call» для официальных опытно-конструкторских и эксплуатационных испытаний.
Новинка заменит почтенные, но устаревшие самолеты Lockheed EC-130H Compass Call, изготовленные из военных транспортников Lockheed C-130 Hercules. Сделать это американцы собирались давно. Если сам EC-130H Compass Call приняли на вооружение еще в апреле 1982 года, то старина Hercules летает с 1954 года (в ВВС США — с 1956 года). Есть у США и другие самолеты РЭБ — например, палубный Boeing EA-18G Growler на базе Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Но и он не нов, работает с 2008 года.
Как сказал по этому поводу генерал Марк Келли, командующий боевыми частями ВВС США: «Наступает определенный момент срока службы каждой единицы техники, и из этой мы выжали все до последней капли боеспособности».
Кроме того, с момента ввода в строй EC-130H Compass Call многое поменялось. Как минимум, аппаратура РЭБ стала более компактной и дальнобойной. И хотя данные о радиусе действия авиационных систем РЭБ не обнародованы, известно, что мобильные наземные установки бьют на сотни километров, а новейшие стационарные способны достать даже спутник на орбите.
Похоже, теперь техника позволяет разместить мощный компас радиоэлектронной борьбы и на небольшом самолете — таком, как бизнес-джет Gulfstream G550.
На $14 млн дешевле, чем Hercules
Сам по себе Gulfstream G550 — реактивный двухмоторный самолет бизнес-класса. Предельная высота для него — 15 545 метров, максимальная скорость — 926 км/ч, крейсерская — 850. Дальность полета составляет 12501 м. Аппарат нельзя назвать компактным — длина 29,39 м, размах крыла 28,5 м. При этом грузоподъемность его составляет всего 2812 кг, из которых 2000 кг — масса топлива. На порядок меньше, чем у Lockheed C-130 Hercules. Но, похоже, этого достаточно. Ну, а по летным характеристиками он превосходит Hercules почти вдвое. И на надежность Gulfstream G550 жаловаться не приходится.
Стоит же он около $61 млн. То есть его цена ниже, чем $66,9 млн за палубный Boeing Super Hornet и уж тем более чем $75 млн за устаревший Lockheed C-130 Hercules.
Собственно, сам самолет в ходе проходящих сейчас испытаний проверять и не собираются. Как уточнил генерал Келли, основное внимание будет уделено правильности интеграции новых систем РЭБ Compass Call относительно друг друга. Также будут проверены возможности создания помех, чтобы убедиться, что системы самого самолета работают правильно.
Кроме того, современные средства РЭБ работают более точно, так что генерал уточнил: «Когда мы увеличиваем мощность помех или задаем определенный формат сигнала, этот сигнал должен получиться именно с тем наклоном, мощностью и частотой, которые мы запрашивали».
Без электронного братоубийства
Параллельно с переходом самолетов РЭБ на платформу Gulfstream G550 США разработали и беспилотные системы аналогичного назначения. Однако они пока не заменят традиционную технику, а будут работать вместе с ней. Так что еще одна задача нынешних испытаний — отработать это взаимодействие. С присущим ему тонким армейским юмором командующий боевых частей ВВС США выразил надежду, что новые системы РЭБ на новом EC-37B «Compass Call» и беспилотниках не совершат «электронного братоубийства».
Ну, а новый рубеж, на котором США видят свои самолеты РЭБ, — возможность нарушать противовоздушную оборону противника путем создания помех связи между системами вооружения и сетями управления и контроля.