Фишки советского «Запорожца», которым могли позавидовать даже владельцы «Майбаха»

«Запорожец» – автомобиль-легенда, который обладал уникальными особенностями, о которых были известны только нашим соотечественникам. В данной статье мы расскажем о тех уникальных функциях советского низколитражного автомобиля, которые вызывали зависть даже у владельцев дорогих зарубежных марок.

Если спросить, какой автомобильный бренд в СССР был самым узнаваемым, то «Запорожец» – это то, что наверняка придет на ум у многих. Да и в народном фольклоре этот «ушастый» автомобиль до сих пор занимает не последнее место. Несмотря на многочисленные недостатки и сложности в эксплуатации, этот автомобиль был уникальным во многих отношениях.

Автономный отопитель

О «ЗАЗопечке», то есть об автомобильной печке, во времена СССР ходили слухи и легенды. Она так грела, что зимой можно было ездить в одной рубашке, чего владельцы многих зарубежных автомобилей тогда могли только позавидовать.

Запорожец
Источник: AVTO MOTO TV

Охлаждение в «Запорожце» было воздушным, поэтому для салона не было возможности взять тепло. Конструкция двигателя исключала наличие охлаждающей «рубашки» с антифризом – вместо этого по бортам автомобиля располагались воздухозаборники, из-за которых его и прозвали «ушастым».

«Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0
«Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0Источник: Wikimedia

Советские конструкторы решили дооснастить «Запорожец» полностью автономным бензиновым отопителем. Кстати, в более старой версии «Горбатого Запорожца» он располагался в задней части кузова, рядом с двигателем. Такой отопитель можно было использовать и в качестве предпускового подогревателя – настоящий «вебасто» родом из СССР.

Конечно, у бензинового отопителя были и свои недостатки: большой расход топлива, высокий уровень шума, сопоставимый с ревом реактивного самолета, и ряд других неприятных особенностей. Например, поджиг топлива в отопителе осуществлялся отдельной свечой зажигания, которая потребляла много тока и быстро разряжала аккумулятор. Кроме того, без должного обслуживания отопитель забивался сажей и переставал работать, или начинал коптить бензиновым угаром прямо в салоне.

Гладкое дно — выше проходимость

Гладкое дно автомобиля «Запорожец» способствовало его высокой проходимости. В сочетании с высоким клиренсом в 19 см, отсутствием выступающих элементов на кузове, «Запорожец» без проблем справлялся и с грязью, и с заснеженными полями.

Запорожец
Источник: Менеджер Антон

В днище автомобиля находился люк, через который можно было избавиться от воды в салоне в случае ее попадания при езде по бездорожью. Слухи ходили, что этот люк предназначался для зимней рыбалки.

Запорожец
Источник: БИБИП

Двигатель в «багажнике» + задний привод

Еще одной конструктивной особенностью, способствующей высокой проходимости «Запорожца», было необычное расположение двигателя в задней части автомобиля. Задние ведущие колеса всегда были хорошо нагруженными. В сочетании с независимой подвеской, эта компоновка делала «Запорожец» достаточно преодолимым на бездорожье.

ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0
ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0Источник: Wikimedia

Дополнительным преимуществом заднего расположения двигателя была его относительная легкость в управлении. В то время рулевые усилители были чем-то недостижимым, поэтому управлять автомобилем с червячным редуктором и передней компоновкой мотора было гораздо тяжелее.

Быстросъемные сиденья

«Запорожец» был способен перевозить грузы, несмотря на свои скромные габариты. Многие, кто успел застать эти автомобили у своих дедушек и отцов, помнят поездки на дачу, когда на крыше были рассада или мешки с картошкой, а в салоне – кирпичи. «Запорожец» мог перевозить практически все и в любом количестве благодаря багажнику на крыше и быстросъемным сиденьям, которые можно было полностью снять и использовать салон в качестве грузового отсека.

Запорожец
Источник: БИБИП

Водительское и пассажирское сиденья были шарнирно закреплены своей передней частью к полу кузова, а задней – опирались на коврик пола. Их можно было полностью наклонять вперед, достаточно было открутить два болта, и в салоне создавался полноценный грузовой отсек.