Видео с корпоратива, интимные фото или личные данные по разным причинам могут оказаться в открытом доступе и испортить жизнь. Вы наверняка видели «удаленную фотографию Бейонсе» — неудачный снимок с Супербоула (финала чемпионата НФЛ по американскому футболу) 2013 года. По легенде, адвокат певицы добился решения суда об удалении фото, но вот уже много лет оно гуляет по интернету.
На самом деле адвоката и суда не было, но пиарщица певицы действительно попросила издание BuzzFeed удалить неудачные снимки из статьи. Журналисты отказались и сделали даже наоборот — обратили внимание читателей на попытку цензуры. Так они создали живучий мем.
Эта история скорее забавная, чем наносящая реальный вред — вряд ли кто-то стал любить Бейонсе меньше из-за неудачных снимков. Но порой информация в интернете может угрожать карьере, отношениями с близкими и даже жизни человека.
Все записи и аккаунты в соцсетях, загруженные фото и видео с вашим участием, тексты в блогах, комменты под постами и даже личные данные из слитых баз называют цифровым следом. Исследователи делят их на пассивные (например, файлы Cookies на сайтах) и активные следы — как раз те, которыми мы сами делимся в онлайне. Именно на их основании корпорации подсовывают нам контекстную рекламу, именно они отражают всю нашу жизнь в интернете.
Конфиденциальные данные часто используют как средство для мести и сведения личных счетов. Другой негативный пример — когда к персональным данным прибегают в целях шантажа. Злоумышленники получают их разными способами — через личную переписку, предлагают сделать контент за деньги или взламывают аккаунты, даже могут сделать фотографии тайком. После чего они угрожают отправить снимки всем знакомым жертвы и опубликовать в интернете.
Нежелательной может быть не только интимная информация. Глупые поступки молодости, пойманные камерой, необдуманные комментарии в соцсетях, ложь, которую распространяют конкуренты — все это может напрямую повлиять на вашу жизнь.
Например, цифровой след может повлиять на решение компании при приеме на работу. «HR может не учитывать информацию из соцсетей, но служба безопасности обязательно проведет проверку. Возможно, они будут делать это совместно — берут и анализируют соцсети, фотографии», — поясняет хакер Александр Варской.
Чтобы защититься от последствий неприятных утечек, нужно тщательно следить за личной информацией. Не стоит отправлять кому-либо и публиковать на любых ресурсах информацию, за которую вы не готовы брать ответственность. Всем следует помнить, что высказывания в интернете, репосты и фотографии, даже лайки будут влиять на репутацию.
«Стоит заранее подумать, не прилетит ли вам когда-нибудь за опубликованное в интернете. Что-то может бросить тень на вашу репутацию и на репутацию работодателя — когда вы приходите в компанию, вы становитесь лицом этой компании», — считает руководитель отдела продвижения бренда работодателя IT-компании «Аурига» Виктория Плужникова.
Если нежелательная информация уже появилась в открытом доступе, ее все-таки можно удалить, есть несколько способов.
В первую очередь можно напрямую обратиться в Google и «Яндекс», сообщив о проблеме. Неэтичную информацию можно навсегда убрать из выдачи поисковиков. Это могут быть интимные фото и видео с собой, в том числе сделанные с помощью дипфейков, изображения с несовершеннолетними, а также личная информация, с помощью которой можно, например, выяснить ваш адрес.
Помимо этого можно воспользоваться «Правом на забвение». С его помощью получится вычеркнуть из поисковой выдачи ту информацию, которую системы показывают при вводе ваших имени и фамилии. К ней относятся сведения, которые распространили с нарушением закона, недостоверные и неактуальные данные — с момента их публикации прошло больше трех лет.
Это не значит, что, например, застройщик, осужденный за обман дольщиков, после громкого скандала в СМИ сможет скрыть из интернета все публикации через три года. Подобные сведения уже не относятся исключительно к личной жизни человека, и их удалить нельзя.
Стоит помнить, что удаление из поисковой выдачи не означает удаление информации с сайтов или из соцсетей. А чтобы получилось и это, нужно действовать персонализировано и обращаться к администрации каждого сайта, медиа или паблика по-отдельности. Иногда достаточно просто написать в редакцию или владельцу аккаунта. Если они откажутся удалять нежелательную для вас информацию, попробуйте сослаться на статью № 137 Уголовного кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Если в ответ на вашу просьбу с вас требовали деньги, укажите на статью № 163 «Вымогательство» того же нормативного акта.
Обращайтесь в полицию, а затем в суд, если переговоры не помогут. Добиться удаления сведений таким образом тоже возможно, хотя это займет довольно много времени и сил. Также с помощью закона можно наказать шантажистов и порномстителей: например, за публикацию интимных фотографий без согласия человека полагается наказание в виде штрафа в 200 тысяч рублей и даже лишения свободы до двух лет.
Ютуб-канал «Киберэтика» посвятил кибербезопасности два выпуска: в первом о своей «работе» рассказали хакеры, во втором — пострадавшие люди. С киберпреступлением лучше не пытаться справиться в одиночку. Существуют агентства по управлению репутацией и адвокаты, которые специализируются на удалении информации из интернета.
Самый главный и гораздо более простой способ решения проблемы — не допустить появления деликатной информации в общем доступе. Пользуйтесь функцией автоудаления фотографий в личной переписке и старайтесь контролировать то, что попадает в онлайн. Но если ваша ошибка оказалась в интернете и даже повлияла на карьеру, помните: вы всегда сможете с этим справиться.