Лазерное оружие: предпосылки появления
С момента появления боевой авиации более сотни лет назад средства ПВО прошли огромный путь. Орудия с дистанционным взрывателем и пулеметы уступили место ракетному вооружению. С развитием ракетного оружия стало поражаться и оно, а не только летательные аппараты.
Зенитные ракетные комплексы и системы стали сбивать даже реактивные снаряды, запускаемые из РСЗО. В годы Великой Отечественной об этом нельзя было и мечтать. Если бы солдату вермахта или бойцу Красной армии рассказали бы, что можно перехватить в воздухе залп «Катюши» или «Небельверфера», он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска.
Особенно важна способность массово перехватывать простые дешевые ракеты для Израиля. Это государство, постоянно существующее в парадигме «ни мира, ни войны», даже вне регулярно случающихся обострений существует под постоянной угрозой ракетных обстрелов.
Для уничтожения ракет, которые по Израилю запускают с территории Ливана и сектора Газа, была создана система «Железный купол». Она работала хорошо, но у нее в контексте ситуации Израиля был серьезный недостаток — перехват ракет обходился намного дороже, чем их создание.
Кроме этого, до «Железного купола» добрался бич всех современных систем ПВО — массированные атаки дешевых, но опасных ракет. Пусковые установки просто перегружались множеством воздушных целей, появившихся в небе за короткое время. Когда все противоракеты на земле были израсходованы, наносился основной удар. «Разряженные» системы ПВО ничего не могли сделать.
Сила лазера
Появление большого количества дешевых воздушных целей сделало еще более актуальными ведущиеся разработки систем ПВО на новых физических принципах. Ракеты дороги и конечны, пусковые установки надо зарядить новыми.
Другое дело — лазер. Мощный луч может сбивать летящие боеприпасы, причем делать это практически сразу же после их обнаружения, не тратя время на запуск противоракеты и ее полет до цели. Тот же «Железный купол» не может перехватывать цели, запущенные с расстояния ближе, чем 7 километров — просто не успевает. Лазер же в теории можно питать от мощной батареи, а то и напрямую от электросети, и он будет бить по воздушным целям, пока есть энергия.
Израиль, конечно же, оценил перспективность этого направления, и свою систему ПВО — «Железный луч» — анонсировал еще в 2014 году. По словам разработчика, он может перехватывать не только ракеты и реактивные снаряды, с беспилотниками, но и минометные мины.
Кроме этого, в Израиле разрабатывается совсем небольшой «Дрон-купол» (Drone Dome), который должен помещаться в автомобиль «Ленд-Ровер». Дрон заточен под, как несложно догадаться из названия, перехват небольших беспилотников. При этом, если верить сайту разработчика, эффективность уже достигается в 100% случаев — дроны валятся с неба один за другим.
Так что же может пойти не так?
Подводные камни
У концепции боевого лазера есть множество проблем в реализации. Это и невозможность бить «за горизонт», и рассеивание луча на больших расстояниях, и уязвимость перед непогодой, которая ослабляет лучи.
Все это или не играет роли, или терпимо, когда речь идет о «последнем рубеже» ПВО. Но главная проблема, которая мешает использовать лазерные системы здесь и сейчас, — это энергопотребление.
Все крупные страны разрабатывают подобные системы ПВО, но еще ни одна так и не применила их в бою — по крайней мере, так, чтобы это можно было четко идентифицировать. Если не считать за таковую идентификацию словесные заявления. Казалось, что Израиль может стать первым — после беспрецедентно успешного рейда ХАМАС 7 октября и массированного обстрела ракетами нужда в применении новейшего оружия у них была. Причем как военная, так и пропагандистская — успокоить своих, что в дело уже идут даже лазерные лучи.
Но пока что ничего так и не было применено. Один раз журналисты приняли оптические эффекты при съемке видео за работу «Железного луча», но израильская сторона опровергла это. Вывод может быть только один: если боевой лазер не применяется в такое тяжелое для Израиля время, значит, он еще не готов к реальной войне.
А когда станет готов, это уже будет новая глава в истории средств противоракетной обороны.