Умные очки и дополненная реальность (Терминатор, 1984)
Терминатор носит очки, которые показывают информацию об объектах в поле зрения — это происходит с помощью текста и указателей, дополняющих реальный мир. Эта технология стала прообразом современных умных очков с технологией AR (дополненной реальности).
Многие компании уже выпустили такие устройства: какие-то из них дополнили систему умного дома, другие — расширили возможности смартфонов. А некоторые создавались как полноценный гаджет для корпоративного взаимодействия — например, Google Enterprise 2, которые дают доступ к специальной платформе для работы с документами, поиска информации и общения с коллегами.
Реактивный ранец (Земля будущего, 2015)
В фильме маленький Фрэнк изобретает реактивный ранец и приносит его на всемирную выставку в Нью-Йорке. Параллельно с выставкой показан полет Фрэнка — мальчику тяжело контролировать скорость ранца, из-за чего он со всей силы врезается в забор.
В реальности реактивный ранец летает медленно и недолго — поэтому применяется он только для демонстрационных полетов. Первый прототип современного ранца появился еще в 60-х и мог летать до 21 секунды — с тех пор конструкция и принцип действия почти не менялись. А в 1995 году инженеры усовершенствовали конструкцию и время полета увеличилось до 30 секунд.
Бесконтактная оплата (Время, 2011)
Герои фильма расплачиваются временем, прикладывая руку к считывающему устройству. Им под кожу имплантированы часы, через которые и совершается оплата — а еще они показывают, сколько времени остается у человека.
В реальности появляется все больше вариантов бесконтактной оплаты — не только карта и смартфон, но и платежное кольцо, биометрическая оплата и даже имплантированный под кожу чип. Например, в России начали вживлять чипы в руки еще в 2014 году — с тех пор этой технологией воспользовалось около тысячи человек.
Виртуальная реальность (Тринадцатый этаж, 1999)
Сюжет фильма крутится вокруг виртуальной реальности, имитирующей Лос-Анджелес 1937 года. В ней живут персонажи с искусственным интеллектом, но они не осознают, что живут в искусственном мире.
Сейчас технология VR далека от виртуальной реальности в кино, где ее не отличить от настоящей. Но она уже применяется во многих сферах — в симуляторах и тренажерах, играх, строительстве, дизайне и других.
Искусственный интеллект (Превосходство, 2014)
В фильме герой Джонни Деппа занимается разработкой искусственного интеллекта. Он умирает, но его разум возрождается в машине — подключившись к Интернету, он становится самым настоящим искусственным интеллектом, способным подчинить себе всю планету.
Сейчас искусственный интеллект используется почти что во всех сферах жизни. И, несмотря на все плюсы, многих эта тенденция беспокоит — отчасти из-за кинематографа, преувеличивающего возможности реального ИИ. Хотя многие ученые успокаивают — современному искусственному интеллекту еще далеко до самосознания, поэтому пока что восстания машин можно не бояться.
Голограммы (Железный человек, 2008)
В фильме Тони Старк работает над костюмом и другими механизмами в виде голограмм — объемных проекций. Причем с этими проекциями можно взаимодействовать — герой использует их как полноценный интерфейс.
Голограммы, какими мы привыкли их видеть, появились после изобретения лазера в 60-х. Сейчас они используются в искусстве, защите документов, хранении данных и других сферах. А в 2015 году японские ученые представили первые осязаемые голограммы — скорее всего, в будущем эта технология станет основой для голографических интерфейсов, прямо как у Тони Старка.
Сенсорный экран (Звездный путь, 1966)
В легендарном сериале члены экипажа управляли кораблем с помощью сенсорных панелей и планшетов. Герои использовали множество разноцветных и светящихся экранов, и никто тогда даже не догадывался, насколько привычными они станут через несколько десятков лет.
Работа над тачскринами началась еще в 50-х, но первый экран, реагирующий на нажатие пальцем, появился в 1965 году. Сначала эта технология использовалась в основном в авиации, но постепенно распространилась во все сферы. А сейчас ученые уже работают над технологией, которая придает свойство сенсора любой поверхности.