Первые бомбы: как германские дирижабли повергли лондонцев в ужас

Первая мировая стала позиционной войной. Сотни тысяч солдат и миллионы снарядов часто были недостаточно серьезным аргументом, чтобы пробить вражеский фронт. Стороны искали другие способы воздействия на противника.
Военный эксперт

Пробивной человек

Первая бомбардировка крупного города при помощи воздухоплавательного аппарата состоялась аж в 1849 году. Тогда австрийцы бомбили Венецию при помощи беспилотных аэростатов. Они бросали вниз бомбы автоматически — бортовые часы отсчитывали заранее выверенное время. К Первой мировой этот способ устарел, но его реанимировали кайзеровские войска.

Осада Венеции в 1849 году и первая в истории воздушная бомбардировка
Осада Венеции в 1849 году и первая в истории воздушная бомбардировкаИсточник: History Today

Немцы были бесспорным лидером в военном применении дирижаблей. Во многом это было результатом ряда случайных совпадений. Историю германского воздухоплавания предопределили две сильные личности — Фердинанд фон Цеппелин и Петер Штрассер.

Дирижабли были весьма опасной и уязвимой ко всем превратностям судьбы игрушкой, которую порой было проще бросить. Аэронавтов поджидало слишком много опасностей и неудач. Повышенная горючесть, заставлявшая дирижабли полыхать факелами, смертельная опасность, исходящая от сильного ветра — все это не прибавляло стабильности и спокойствия Дивизиону воздушных кораблей.

Петер Штрассер
Петер ШтрассерИсточник: Wikimedia

Флотский офицер Штрассер пришел в военное воздухоплавание в 1913 году, за год до начала войны. Он практически ничего не понимал в дирижаблях. Все потому, что в одной их последних катастроф погибли все опытные офицеры. Штрассеру пришлось изучать дирижабли по записям и наставлениям. Мало бы кто на его месте проявил столько смелости, последовательности и веры в свое новое дело.

Что же до Цеппелина, то именно он последовательно доводил до ума конструкцию множества дирижаблей, невзирая на одну катастрофу за другой. Именно благодаря ему к началу войны Германия имела возможность строить боевые воздушные корабли, а не экспериментальные аппараты. Последние были больше опасны не для врага, а для собственного же экипажа.

Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин»
Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин»Источник: Wikimedia

Лакомая цель

Когда грянула Первая мировая, германским дирижаблям сразу же открылась подходящая именно им цель — Лондон, столица гигантской Британской империи. Намного ближе к немцам был Париж, но как раз поэтому он и не был интересен.

Замысел Штрассера состоял не в том, чтобы британцы испугались атак на Лондон и тут же подняли лапки кверху — тогда немцы еще были реалистами и ничего такого не ждали. Но вот заставить противника отвлечь серьезные ресурсы — это другое дело.

LZ-38 – первый дирижабль, бомбивший британскую столицу
LZ-38 – первый дирижабль, бомбивший британскую столицуИсточник: Topwar

До Парижа дотягивались самолеты. Они представляли собой куда меньшую цель и, в отличие от дирижаблей, не были наполнены легко возгорающимся водородом. Город уже был нашпигован зенитками. Кроме того, немцам требовалось пересечь линию фронта, которая тоже огрызалась огнем и представляла опасность. В то же время полет до Лондона почти полностью проходил над водной гладью, а британская столица к тому же не имела серьезного количества зениток. Парадокс состоял в том, что Штрассер как раз и хотел, чтобы эти орудия там появились.

Офицер мыслил просто — орудие, защищающее далекий Лондон от ночных дирижаблей, не стреляет по германским войскам на фронте. Чем больше англичане испугаются воздушных кораблей, и чем плотнее натыкают зенитную артиллерию, тем больший успех и серьезнее заслуги ждут военных аэронавтов.

Дирижабль LZ-13 Hansa / фото: Wikidata
Дирижабль LZ-13 Hansa / фото: Wikidata

Кроме того, дирижабль, в отличие от самолета, в первые периоды войны был единственным способом дотянуться до Лондона с более-менее приличной бомбовой нагрузкой. Можно было еще запускать самолеты с идущих в надводном положении подлодок, но такой способ не мог обеспечить необходимую бомбовую нагрузку.

Дирижабль же брал с собой полторы-две сотни килограммов бомб. Конечно, по меркам Второй мировой, когда бомбардировщик «Ланкастер» мог швыряться бомбами по 5−10 тонн вроде «Толлбоя» и «Гранд слэма», это было курам на смех.

Бомбардировщик «Ланкастер»
Бомбардировщик «Ланкастер»Источник: War Book

От расцвета до заката

Первый дирижабль добрался до Лондона 31 мая 1915 года. Мог бы и быстрее, но германская императорская семья была связана с британским королем родственными узами и доходила до нужного состояния ожесточения постепенно. Когда наконец Вильгельм II дал разрешение, на столицу Великобритании высыпалось полторы сотни небольших фугасных и зажигательных бомб.

Это стоило лондонцам чуть более 42 погибших и раненых человек. По меркам Первой мировой это были умеренные потери. Однако сам факт, что от войны теперь было невозможно надежно спрятаться даже в Лондоне, серьезно взбудоражил жителей города. Чтобы среагировать на германские налеты и не допустить паники, британцы усилили зенитными орудиями противовоздушную защиту крупных городов. План Штрассера работал.

Дирижабли заходят на посадку в Альхорне после возвращения из рейда на Англию
Дирижабли заходят на посадку в Альхорне после возвращения из рейда на АнглиюИсточник: Warspot

Правда, сидеть в глухой обороне англичане не собирались. Он решили пойти путем активных действий и отрядили самолеты на атаки баз цепппелинов. Подчас это имело успех — немцы несли потери. Даже небольшая бомба, удачно разорвавшаяся рядом с начиненным горючим водородом дирижаблем, превращала его в пылающий факел. Причем неприятность могла застигнуть воздушных левиафанов как в полете, так и на базе.

Тогда немцы предпринимали ответные ходы. В сентябре 1915 года они сбросили на Лондон крупнейшую за всю войну бомбу — она весила около 300 килограммов. По меркам грузоподъемности бомбардировщиков Второй мировой это было не слишком впечатляюще. Однако в рамках Первой мировой от такого невиданного взрыва были в шоке все, кто его слышал.

Цеппелин L13 над Лондоном
Цеппелин L13 над ЛондономИсточник: Warfor

Немцы стремились увеличивать количество налетов, но это работало только до определенных пределов. С осени 1917 года Германия была зажата в блокаду флотами Антанты и вынужденно резко сократила производство новых дирижаблей. До этого момента на Лондон было совершено уже более 200 налетов. Эффект оказался куда больше — британцы отвлекли сотни зенитных орудий и более 12 тысяч человек на их обслуживание. Кроме этого, атаками на дирижабли занималась целая прорва самолетов — дюжина эскадрилий.

Немцы отвлекали больше сил, чем задействовали сами. Но при этом они находились как в количественном, так и в экономическом меньшинстве. Антанта могла себе все это позволить, а Германия — нет. Поэтому интенсивность дирижабельных налетов падала.

Лучшее — враг хорошего. Самолеты в итоге сделали ненужными дирижабли-бомбардировщики
Лучшее — враг хорошего. Самолеты в итоге сделали ненужными дирижабли-бомбардировщикиИсточник: Wikimedia

Другой причиной снижения упора на дирижабли стало лучшее — тот самый враг хорошего. Если в начале войны самолеты по дальности, бомбовой нагрузке и автономности уступали дирижаблям, то к ее концу ситуация выправлялась. При этом самолеты были дешевле цеппелинов, имели большую скорость и являлись куда более трудной целью. Поэтому они вытесняли своих собратьев из покрытого грозами неба Первой мировой.

Финальную точку в активной деятельности эскадры воздушных кораблей поставила гибель Петера Штрассера. На дирижабле L-70 он отправился бомбить Лондон в августе 1918 года. После смерти этого человека воздушные налеты дирижаблями на британскую столицу больше не проводились.