Кибербуллинг как явление возник одновременно с развитием форм онлайн-коммуникации. Когда пользователи получили возможность отправлять сообщения и оставлять комментарии на просторах социальных сетей и онлайн-платформ для общения, токсичность проникла в сеть. В отличие от травли и буллинга в жизни, когда агрессора можно увидеть в лицо, в интернете личность обидчика часто остается скрытой. В результате в сети можно заработать не менее серьезные психологические проблемы, чем в жизни.
Что такое кибербуллинг
Обозначим, что мы подразумеваем под кибербуллингом. Это травля в сети, когда волна негатива от многих людей направлена на одного человека или компанию. Буллинг в интернете имеет множество форм: оскорбительные сообщения, угрозы в соцсетях и мессенджерах, создание и распространение компрометирующего контента, рассылка унизительных видео и многое другое. С травлей в сети так или иначе сталкивалось большинство из нас. Согласно опросам, 58% россиян становились жертвой кибербуллинга. Объектом агрессии в интернете может стать каждый, вне зависимости от пола и возраста. А последствия могут быть самыми печальными.
Какие виды кибербуллинга бывают
Существует множество разновидностей кибербуллинга, в которых неискушенный пользователь может и запутаться. Вкратце расскажем о каждом из них.
- Бойкот — предполагает игнорирование жертвы в социальных сетях, общих чатах вплоть до удаления из переписки.
- Доксинг — раскрытие личной информации о жертве в сети: это могут быть данные места жительства, номер телефона, данные банковских карт и много другое.
- Сталкеринг — когда агрессор просматривает страницы жертвы, ищет персональную информацию и изображения без ее согласия.
- Домогательство — подразумевает ситуацию, в которой агрессор (зачастую мужского пола) пристает к жертве с вопросами, шантажирует и принуждает к общению.
- Троллинг — агрессия, которая направлена на высмеивание внешних данных или качеств жертвы в оскорбительной манере.
- Диссинг — публикация личной информации, которая способна нанести вред имиджу и репутации жертвы, (например, фотоснимков) без ее согласия.
- Фрейпинг — когда буллер получает доступ к аккаунту жертвы и публикует материалы от ее имени без согласия.
- Кетфишинг — напоминает фрейпинг, только в этом случае агрессор создает аккаунт, который в точности копирует аккаунт жертвы, и устраивает провокации от ее имени.
Новые виды буллинга в сети появляются ежегодно с развитием новых технологий. Защититься от них не так просто, но всегда стоит помнить о том, что нельзя никому разглашать свои личные данные, особенно малознакомым людям.
Динамика
Основной задачей исследования, которое VK провел в 2023 году, стало выяснить, как изменился кибербуллинг и отношение общества к нему за последние годы. Команда исследований VK опросила 2000 пользователей социальных сетей Одноклассники и ВКонтакте старше 18 лет из российских городов с населением более 100 тыс. человек. Результаты исследования показали, что 42% пользователей отметили рост уровня буллинга в сети за последние пару лет. 39% опрошенных также заявили, что заметили рост внимания к этой проблеме в обществе. Динамику развития явления мы попросили прокомментировать Александру Бабкину, директора социальных проектов VK и автора проекта «День борьбы с кибербуллингом».
Мы вместе с психологами проекта Травли NET и исследователями из компании UXSSR в течение пяти лет занимаемся изучением кибербуллинга в России и видим несколько причин этого явления. С одной стороны, с каждым годом все больше людей становятся активными пользователями мессенджеров и социальных сетей. Анонимность участников и ощущение нереальности общения создают эффект «безнаказанности», многие наши респонденты отмечали, что сталкивались с кибербуллингом именно со стороны незнакомцев. С другой стороны, мы можем говорить не только росте кибербуллинга, но и о росте знаний о нем, как о явлении. Общество стало серьезнее относиться к проблеме кибербуллинга и в принципе называть его проблемой, распознавать и искать пути решения, не обесценивать и не говорить «ничего страшного, это всего лишь Интернет, — За пять лет работы над проектом мы прошли большой путь: от отношения кибербуллингу как надуманной детской проблеме до осознанного отношения к травле в сети как к реальной опасности
Причины буллинга в интернете
Агрессоры прибегают к буллингу по многим причинам. Согласно опросу респондентов, среди самых распространенных поводов для травли в онлайне выделяются национальная или расовая принадлежность (24%), сексуальная ориентация (23%), особенности поведения (23%) или внешности (23%).
Александра Бабкина упоминает попытку добиться справедливости как причину проявить агрессию по отношению к другим пользователям: «Значительная часть тех, кто пишет агрессивные комментарии в интернете — пытаются добиться справедливости. Здесь вспоминается классический мем — «в Интернете опять кто-то не прав». Действительно часто травля начинается с безобидного спора. В ходе исследования мы узнали, например, что публичные обвинения в интернете воспринимаются пользователями как последняя возможность добиться справедливости, когда больше некуда обратиться».
Так, 35% участников опроса VK целью негативных постов и комментариев называют желание публично осудить виновника, 34% — стремление добиться справедливости. При этом сами агрессоры признаются, что ими движут именно намерения предупредить других людей (42%) и восстановить справедливость (29%).
Так называемая «борьба за справедливость» может, к примеру, начаться с призыва известного блогера помочь разрешить неприятную ситуацию, оставляя комментарии под постами другого человека или бренда. При этом пользователи могут присоединяться к этому движению с разными целями: наказать виновника, восстановить справедливость, предостеречь других людей, почувствовать причастность к группе и собственную важность, поддержать человека, который нравится.
Кибербуллинг и агрессивное поведение неразрывно связаны с эмоциями. Все агрессоры из числа участников исследования VK испытывали эмоции — как правило, положительные. Так что многие использовали агрессию как способ «почувствовать себя живым». А для некоторых (7%) — это был способ борьбы со скукой.
Стороны кибербуллинга
В процессе травли в интернете участвуют три стороны — агрессор, жертва и наблюдатели. Разберемся с ощущениями и мотивами каждой из сторон.
Агрессоры
В 2023 году в проявлении агрессии по отношению к другим пользователям признались 4% респондентов опроса VK. В 2022 году этот показатель равнялся 7%, а в 2019 году цифры тоже достигали 4%.
Около половины агрессоров (48%) направляют токсичность в сторону незнакомцев. Также они любят атаковать преподавателей (17%) и одногруппников (16%). Страдают от спланированных атак в сети и знаменитости — они становятся объектами нападок в каждом пятом случае (21%).
После того, как буллеры совершили выпад в сторону жертвы, они испытывают разные яркие эмоции. Самые распространенные среди них — раздражение (26% опрошенных), удовлетворение (25%) и подавленность (23%).
Жертвы
В 2019 и 2022 годах жертвами агрессии в сети признавали себя 24% опрошенных. В 2023 году результаты исследования показали, что пострадали от буллинга в интернете 33% респондентов. В подавляющем большинстве случаев (78%) буллинг устраивали незнакомцы. Этот показатель остался на том же уровне, что и в прошлые годы. Жертвами одноклассников и одногруппников становились 10% опрошенных, 6% стали жертвами нападок друзей. Среди молодежи чаще всего жертвами буллинга становятся девушки.
Большинство жертв после травмирующего опыта испытывали раздражение (46%) и обиду (26%). При этом четверть опрошенных (24%) отметила, что не испытала никаких эмоций после акта агрессии.
Что касается ответных действий: почти половина жертв (47%) отвечала агрессору блокировкой, 28% отправляли жалобу модераторам платформы, 20% отвечали буллеру взаимной агрессией.
Наблюдатели
Большинство опрошенных (81%) стали наблюдателями агрессии в сети со стороны. В 2019 году этот показатель был на уровне 71%. В основном свидетели замечали травлю, которая направлена на незнакомцев (68%), знаменитостей (37%) и друзей (15%).
30% наблюдателей блокировали агрессора или составляли на него жалобу администраторам соцсети, каждый пятый заступался за жертву или просил модераторов заблокировать обидчика. 23% опрошенных предпочли никак не реагировать на такие действия буллеров.
Как бороться с кибербуллингом
Почти половина (48%) участников опроса считает, что кибербуллинг представляет не меньшую угрозу, чем травля в реальной жизни. 39% опрошенных выступают за то, чтобы привлекать агрессоров к ответственности с помощью правовых мер. 31% респондентов советуют не общаться с незнакомцами, а 28% предлагают не реагировать на агрессивные выпады в свой адрес.
Если бы опрошенные сами стали жертвами травли в сети, 19% из них обратились бы в полицию, 16% попросили помощи у друзей, а 11% сделали случившееся достоянием общественности.
Что касается технических возможностей защиты от кибербуллинга в соцсетях, 54% опрошенных знают о функции «Пожаловаться», 51% отметил кнопку «Это спам», а 31% в курсе технологии блокировки ботов с рассылками.
Как вести себя, если столкнулись с кибербуллингом
Основных совета три, — использовать специальные настройки в соцсетях и мессенджерах, позволяющие защитить свое личное пространство в сети и заблокировать обидчика. Во-вторых, не бойтесь обращаться за помощью, если вы стали жертвой и не оставаться в стороне, если вдруг столкнулись с травлей в качестве свидетеля. Даже лайк под комментарием жертвы, а не обидчика может поддержать пострадавшего. В-третьих, нам всем нужно изменить свой взгляд на проблему в целом и более осознанно отнестись к интернет-общению. Слова в интернете действительно могут ранить. И только в наших силах это остановить
А еще VK создал специальный сайт, который посвящен борьбе с проявлениями буллинга в сети — Кибербуллинг.нет. На нем можно найти не только актуальную информацию, но и контакты организаций, которые помогают жертвам агрессии и проводят обучающие курсы.