Попробуйте угадать, зачем в японском метро ночью замораживают лед. Ответ вас удивит

Справиться с духотой в метро пытаются во всех странах. Самый простой способ — установить кондиционеры в вагонах или на станциях. Но дальше всех зашли японцы. Для охлаждения воздуха они используют лед. Рассказываем, как это работает.

Как устроено японское метро

Япония — маленькая по площади страна с большой численностью населения и крупными городами. Где, как не в Японии, быть и самой населенной городской агломерации в мире — Токийской, в которой проживает около 40 миллионов человек. Большому городу — большое метро. Токийский метрополитен уверенно делит вместе с Пекинским метрополитеном 1-е и 2-е места в мире по объемам годового пассажиропотока.

Японское метро
Источник: Midjourney

По данным на 2022 год, ежедневно токийской подземкой пользуются 7,95 миллиона пассажиров, ежегодно — 3 миллиарда 921 миллион (2019 год). Всего под землей Токио проложены 13 линий метрополитена с 285 станциями. Обслуживаются они двумя независимыми компаниями-операторами, каждая из которых управляет своей частью сети.

Крупные системы метрополитена есть еще в восьми других городах Японии, включая Осаку, Нагою, Киото, Саппоро. Учитывая высокую температуру в теплое время года и особенно высокую влажность, все эти города, как и Токио, испытывают проблемы с регулированием температуры. То же самое касается и метрополитена. Чтобы в жару пассажирам было комфортно в нем находиться, необходимо обеспечить циркуляцию прохладного воздуха. Для этого японцы придумали весьма необычный способ.

По ночам японцы на станциях…

…Замораживают лед! Для чего это нужно? Дело в том, что электричество в Японии довольно дорогое. А еще из-за большой численности населения и маленькой площади островов все ресурсы сильно ограничены. Поэтому японцы стараются их экономить.

Это касается и электроэнергии. Большинство станций Токийского метрополитена расположены на небольшой глубине и требуют мощной системы охлаждения воздуха в жаркое время года. Также не на всех из них установлены кондиционеры. И для создания комфортной температуры работники метро используют лед.

Схема охлаждения воздуха в японском метро с помощью льда
Схема охлаждения воздуха в японском метро с помощью льдаИсточник: Varlamov

На станциях находятся специальные помещения с контейнерами, которые предназначены для того, чтобы заморозить воду и хранить ее в твердом состоянии. Процесс замораживания воды происходит по ночам, когда метро отдыхает от пассажиров. Наутро ледяную смесь распыляют по станциям и тем самым обеспечивают кондиционирование воздуха. Принцип действия изображен на схеме.

Как это работает

Лед после заморозки располагают перед вентилятором и распыляют по помещению. Благодаря более низкой, чем у воды в жидком состоянии, температуре охлаждение воздуха производится более эффективно.

Более того, ничего сложного в этом способе создания прохлады нет. Позаимствовать идею у японцев и применить ее у себя дома в менее крупных масштабах может каждый желающий. Достаточно поставить в морозилку бутылку с водой и дождаться, пока она превратится в лед. Далее необходимо достать бутылку, разрезать ее и освободить лед. После этого погружаем его в емкость и применяем лайфхак — посыпаем ледяную головешку солью.

Согласно законам физики (помните, зимой на улицах лед посыпают солью) таяние в таком случае будет происходить быстрее. Здесь работают свойства смесей: при смешивании льда с солью образуется особая смесь, точка кристаллизации которой лежит гораздо ниже нуля по Цельсию. Происходит разрушение кристаллической решетки соли, при этом тепловая энергия начинает поглощаться из воздуха.

Как охладить воздух при помощи льда в домашних условиях
Как охладить воздух при помощи льда в домашних условияхИсточник: Apartment Guide

Емкость с соленым льдом размещаем перед включенным вентилятором и наслаждаемся ледяной свежестью. Льда из пол-литровой бутылки хватит примерно на полчаса прохлады, из полуторалитровой — на полтора часа.