Может ли верхняя полка в поезде сорваться и упасть

Среди путешественников нередко встречаются самые разнообразные фобии, включая боязнь перелетов, навязчивый страх заражения и…боязнь срыва верхней полки в поездах. Расскажем, насколько оправдан такой страх и какой вес может выдержать верхняя полка.

Еще во времена пульмановских вагонов верхние полки в поездах порождали фобии у пассажиров дальнего следования. Уже тогда кресла, расположенные лицом к лицу трансформировались в ночное время, образуя два спальных места — сверху и снизу, чем вызывали определенные страхи у пассажиров.

Во времена СССР у наших соотечественников к этому добавился еще один страх — боязнь падения с верхней полки. И случаи такие, кстати, случались не так уж редко. Верхние полки в плацкартных вагонах тех лет были лишены каких-либо ограничителей, поэтому при резком торможении пассажиры то и дело падали вниз, рискуя разбить голову о столик.

Верхняя полка
Источник: Железная дорога изнутри

В наши дни инженеры уже давно исправили этот недочет — ограничители, снижающие вероятность падения, устанавливаются во всех вагонах. Однако у некоторых пассажиров верхний ярус по-прежнему вызывает тревогу. Наверняка и вы хоть раз задавались вопросом, что будет, если верхняя полка в поезде вдруг непредвиденно сорвется с креплений и упадет на пассажира снизу. Явно ничего хорошего. Но насколько оправданы такие страхи и неужели инженеры РЖД до конца все не предусмотрели?

Какой вес выдерживает верхняя полка

Верхняя полка
Источник: Wikimedia, Иван Абатуров, CC BY-SA 4.0

В РЖД вам вряд ли внятно ответят на этот вопрос. Информацию о критической нагрузке верхней полки вы не найдете ни на официальном сайте компании, ни в самих поездах. Табличек с такими данными в вагонах просто нет.

В интернете эта тема тоже породила немало споров и слухов. Одни пользователи уверяют, что полка рассчитана на статическую нагрузку в 100 кг, другие верят в то, что в РЖД все предусмотрели, и на самом деле верхняя полка имеет пятикратный запас прочности, то есть способна выдержать сразу нескольких пассажиров средней комплекции. Что ж, истина, как обычно, где-то посредине.

Для того чтобы узнать истинный запас прочности верхней полки, строить теории и прибегать к собственным расчетам вовсе не обязательно. Вся информация уже прописана в ГОСТе 34093−2017 — «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам».

Вот что говорит межгосударственный стандарт: «6.14 При расчете нижних полок принимают возможность сидения 3 пассажиров весом 1 кН каждый. Для верхних полок, кронштейнов и элементов их крепления расчетную силу принимают равной 1,5 кН, приложенной наиболее невыгодным способом. Для багажной полки принимают расчетную погонную нагрузку 1,5 кН/м.»

Принимая во внимание тот факт, что 1 кН приблизительно равен 101,97 кг, нетрудно посчитать, что верхняя полка спокойно выдержит 152,95 кг живого веса.

Делаем вывод, что даже тучный пассажир вряд ли сможет превысить запас прочности верхней полки. Однако следует учитывать, что в ГОСТе приведены расчеты для статической нагрузки, тогда как в теории любой пассажир может создать еще и динамическую. Ну, например, если начнет прыгать или будет использовать верхний ярус в качестве турника.

Как бы там ни было, надеемся, что мы избавили вас от еще одной фобии. Но, на всякий случай, перед тем как забираться на верхнюю полку, особенно в старых вагонах, рекомендуем удостовериться в надежности ее креплений. Возраст некоторых вагонов, бороздящих российские просторы, действительно впечатляет. Поэтому для сохранности себя и других пассажиров лучше перестраховаться.