Cybertruck или Cyberfail? Что не так с самым ожидаемым авто года

В конце ноября первые покупатели в США получили долгожданные Cybertruck от Tesla. И сразу же стали появляться обзоры с неоднозначной оценкой машин. Разбираемся, что собой представляет Cybertruck и чем недовольны его владельцы и эксперты.

Tesla

Фото: tesla.com
Источник: Tesla

Cybertruck — детище американской компании Tesla. Гендиректор основанной в 2003 году Tesla — эксцентричный американский миллиардер Илон Маск. Именно он отвечает за все идеи компании и их претворение в жизнь.

Первым электромобилем Tesla стала модель Roadster. Она была презентована в 2006 году, а серийное производство модели стартовало в 2008 году. Всего было выпущено более 3500 экземпляров.

Следующими продуктами компании стали хэтчбек Tesla Model S и кроссовер Tesla Model X, которые были презентованы в 2009 и 2012 годах соответственно. А настоящим успехом компании стал представленный широкой публике в 2016 году седан Tesla Model 3. Предзаказ на машину оформили сразу более чем 300 тысяч покупателей, а цена машины составила $35 тысяч.

В 2019 году Tesla заняла первое место в мире по продажам электромобилей. А к 2021 году количество проданных Tesla Model 3 преодолело отметку в 800 тысяч экземпляров, что сделало его самым успешным электромобилем в истории.

Cybertruck

Cybertruck
Источник: Tesla

С подачи Илона Маска в 2019 году и появился концепт футуристичного электропикапа — Cybertruck. Электромобиль получил такое название, потому что его премьера состоялась в тот же день, месяц и год (21 ноября 2019), в которые развивались события фильма «Бегущий по лезвию» 1982 года.

Tesla активно сравнивала Cybertruck с уже выпущенным пикапом компании Ford F-150 и заявляла, что показатель грузоподъемности электропикапа не уступит показателям F150. На презентации даже продемонстрировали ролик, на котором Cybertruck победил F150 в перетягивании каната и смог завести того на возвышенность.

Во время анонса случился и конфуз — Tesla описывала окна электропикапа «Armor Glass» как неубиваемые. Что не помешало одному из дизайнеров Cybertruck разбить стекло брошенным металлическим шаром. Позже Илон Маск объяснил это тем, что во время более ранней презентации прочность стекол уже была снижена из-за показательного удара кувалдой в основание стекла.

На презентации Маск заявлял, что запас хода электропикапа составит 500 миль (около 800 км), а цена стартует с $40 тысяч. За пять дней с момента премьеры авто количество заявок на предзаказ составило более 260 тысяч. Дата отправки автомобиля первым покупателям постоянно откладывалась, и продажи стартовали только 30 ноября 2023 года.

Как у него с безопасностью

cybertruck
Источник: Tesla

Сразу после презентации у автоэкспертов возникло множество вопросов о безопасности не столько пассажиров и водителя пикапа, сколько других участников движения. Конструкция Cybertruck, форма которого имеет много острых углов, по мнению экспертов, может представлять опасность для пешеходов и велосипедистов в случае аварии. А также приводить к серьезным повреждениям других транспортных средств.

В свою очередь, Tesla утверждает, что особая конструкция электропикапа позволяет автомобилю поглощать удары во время аварии. Илон Маск в начале декабря заявил в соцсети X (бывш. Twitter), что Cybertruck будет безопаснее остальных пикапов как для его пассажиров, так и для пешеходов.

А вот канадский инженер и автомобильный эксперт Майлз Рассел и вовсе назвал Cybertruck «Машиной смерти». Приведенные им расчеты показали, что при весе электропикапа в 3,5 тонны и разгоне до 100 км/ч за 2,6 с — буквально как у болида — тормозной путь будет больше, чем у других пикапов. Соответственно, и тяжесть травм, которые могут получить пешеходы, будет выше.

Что не так, Cybertruck?

Но Cybertruck ругают не только за недостаточную безопасность. Даже преданных фанатов компании и конкретно этой модели не порадовало то, как расходятся финальные характеристики автомобиля с заявленными. Так, при более высокой, чем это было заявлено, цене ($60 тысяч вместо $40 тысяч), запас хода Cybertruck составил меньше обещанного — 250 миль (400 км) вместо 500 миль (800 км). Цена версии с увеличенным запасом хода — 340 миль (550 км) — достигает почти $80 тысяч. Самая топовая версия Cyberbeast («Киберзверь») может проехать на одном заряде до 450 миль (725 км). Цена такого удовольствия составит уже $100 тысяч. В результате получается, что при повышении цены на 30% по сравнению с заявленной покупатели получили электропикап с уменьшенным на 30% запасом хода.

Нарекания вызывают и некоторые элементы конструкции. В соцсети TikTok завирусился ролик, в котором пользователь подробно описывает и показывает недостатки дизайна электропикапа. В том числе плохой угол обзора дороги и плохую видимость для водителей и пассажиров, неудобные дворники и слишком острые углы корпуса.

Неприятный сюрприз обнаружили покупатели Cybertruck и в контракте, который они подписывают перед покупкой. Tesla добавила в него специальный пункт, который ограничивает право перепродажи электропикапа в первый год владения. Штраф за попытку продажи может составить $50 тысяч. Согласно условиям этого контракта, в случае, если владелец желает продать Cybertruck, сначала ему придется предложить самой компании выкупить машину. И только с письменного согласия Tesla станет возможна продажа третьим лицам.

В декабре 2023 года произошел курьез уже с самим Cybertruck во время одной из поездок в США. Прототип электрокара застрял на бездорожье в Калифорнии. Вытягивать машину из снежной ловушки пришлось не кому иному, как Ford F-150, на противостоянии с которым строилась рекламная кампания Cybertruck. На видео, которое опубликовано в соцсети X, видно, как внедорожник компании Ford вытягивает пикап Tesla с елкой на крыше. Это при том, что Tesla позиционирует Cybertruck как электропикап, который «создан для любой планеты».

Что от Cybertruck ждать дальше

cybertruck
Источник: Tesla

Массовое производство Cybertruck стартовало в последние месяцы 2023 года на заводах компании в США. Пока самым первым покупателям были отправлены 10 или 12 моделей, в то время как остальным придется подождать еще какое-то время.

Во время презентации Cybertruck 30 ноября были озвучены и финальные характеристики машин, а также их цена. Самая топовая версия «Киберзверь» способна разогнаться до ~100 км/ч за 2,6 секунды и имеет запас хода ~725 км. Максимальная скорость «Киберзверя» составит 210 км/ч. Появиться в продаже он должен в 2024 году.

Самая простая версия Cybertruck, в свою очередь, разгоняется до ~100 км/ч за 6,5 секунды. Запас хода составляет ~405 км, а максимальная скорость — 180 км/ч. Точные даты поставок пока не называются, но в самой Tesla заявляют, что ждать поступления этой версии в продажу стоит не раньше 2025 года.

Пока в планах у компании продажа Cybertruck только на североамериканском континенте — в США, Канаде и Мексике. Доберется ли автомобиль до Европы, пока неясно. Для сертификации на европейском рынке ему придется пройти местные тесты безопасности и получить соответствующий балл. Сможет ли Cybertruck это сделать, большой вопрос.

Оформить предзаказ на Cybertruck можно на сайте компании Tesla. Стоимость депозита после презентации снизилась с $1 тысячи до $250.