В череде символов Советского Союза нельзя не упомянуть граненый стакан. Тем интереснее, что его история начинается со времен Петра I. О том, кто придумал граненый стакан, кто первым специально его разбил и сколько в нем граней — в нашей статье.
«Стакану быть!»
На натюрморте Петрова-Водкина 1918 года изображен стакан, напоминающий всем известный граненый. Разница в том, что этот сосуд не расширяется кверху и лишен гладкого ободка-каемки. Именно такой стакан был презентован как небьющийся Петру I мастером Императорского стекольного завода. Царь, выпив водки и разбив сосуд оземь, все-таки похвалил новинку: «Осанист, и по руке впору!» Благодаря граням, стакан не катился при падении, то есть разбивался действительно реже — практично для армии и флота. Петровское «Стакану быть» трансформировалось в «Стаканы бить», положив начало традиции.
Пролетарский посудный флагман
Тот самый стакан из прессованного стекла начали выпускать 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном, так что сегодня в эту дату знатоки празднуют День Рождения граненого стакана. Возможно, такой дизайн был предложен одной из самых известных советских художниц, автором «Рабочего и Колхозницы» — Верой Мухиной. Согласно легенде, она работала над этим проектом вместе с Казимиром Малевичем. Документальных свидетельств этому нет, но очень схожую по дизайну стеклянную пивную кружку придумала именно Мухина. Граненый стакан отправился на фронт, и там появилась традиция обмывать награды.
Хотя граненый стакан массово производили и до революции, именно в советское время он занял свое особое место и вписался в разработанный эталон. Встречались разные варианты — от 10 до 20 граней, но у эталонного советского стакана их было 16 — равно количеству советских республик в 40-х. Сегодня завод в Гусь-Хрустальном выпускает все те же легендарные стаканы, но уже только с 20 гранями. Делается это для экономии — чем граней больше, тем уже каждая грань, больше радиус и тоньше стекло.
Ободок в верхней части стакана напоминает кольцо, которым раньше скреплялись подогнанные вплотную дощечки-грани. Именно так выглядели деревянные стаканы, распространенные до появления стеклянных. А кольцо это в народе прозвали «маруськиным пояском».
Ровно до краев стакан вмещал 200 мл, что было известно каждой хозяйке. В «Книге о вкусной и здоровой пище» почти все продукты приводились именно в стаканах, а не в граммах. Граненый стакан многие из нас помнят и по лепке домашних пельменей на кухне — им вырезались идеально круглые кружочки теста.
Во времена Хрущева с прилавков исчезли бутылки водки объемом 125 и 200 мл, а имевшиеся поллитровки идеально разливались в 3 стакана — по 167 мл до ободка. Так что в рюмочных и на кухнях «соображали на троих».
О традиции пить газировку и чай из граненых стаканов писал тогда еще мало кому известный журналист Габриэль Гарсиа Маркес. В 1957 году он ехал поездом на Всемирный фестиваль молодежи в Москву, куда впервые за историю Союза стекалось такое огромное количество иностранцев — 34 тысячи человек из 131 страны. Напоить эту огромную толпу приезжих в гостиницах, ресторанах и столовых суждено было именно граненому стакану — одному на сотню стоящих у аппарата с газировкой. В те две фестивальные недели граненый стакан стал настоящим символом народного единства и дружбы молодежи со всего мира.