Зачем люди кладут бумагу на пол в туалете самолета

В соцсетях происходит странное.... Пользователи туалетов пассажирских лайнеров кладут туалетную бумагу на пол и снимают как она чудесным образом исчезает в недрах унитаза. Объясняем феномен простыми словами.

До 1960 годов на пассажирских самолетах использовалась так называемая открытая система удаления отходов. Если говорить по-простому, фановая труба унитаза просто выходила за борт лайнера. Единственное, что отличало такую систему от туалетов в старых вагонах советских поездов, это наличие специальных клапанов, которые исключали разгерметизацию при нажатии на кнопку слива. И да, фекалии в прямом смысле могли упасть прямо на головы гуляющих по земле граждан. Такие инциденты действительно случались.

К счастью, технологии не стоят на месте. Тем, кто летал на современных самолетах, наверняка знаком характерный всасывающий звук, который раздается при нажатии кнопки «Flush». Это звук работы закрытой вакуумной системы, которой сегодня оснащены большинство пассажирских лайнеров. Остается лишь порадоваться, что летающие какашки остались в прошлом.

Туалет в самолете
Источник: Lx

Сегодня, когда вы посещаете туалет в самолете и нажимаете на кнопку слива, все продукты жизнедеятельности засасывает в специальный приемный бак, который размещен прямо под унитазом, а как только самолет прилетает на место назначения, машина с огромным гофрированным шлангом выкачивает все содержимое через специальный штуцер в фюзеляже. Но вот вопрос, который не дает многим пассажирам покоя: «Откуда берется этот самый вакуум?»

Откуда берется вакуум?

На высоте свыше 5 км вакуум к унитазу подводится прямо из окружающего воздуха. Для этого в обшивке самолета предусмотрено специальное отверстие. Обычно оно находится в правой части фюзеляжа и связано с баком через специальный водоотделитель. Также рядом с этим отверстием находится обогреваемый сливной насадок. Он предназначен для выброса грязной воды из умывальников туалетов. Да, в отличие от биологических жидкостей, вся вода из раковин даже на самых современных лайнерах по-прежнему сливается за борт.

Отверстие для забора воздуха и подогреваемый гусак.
1 – Отверстие для забора воздуха, 2 – Подогреваемый гусакИсточник: Sam Theman

Когда же лайнер находится на земле или на высоте менее 5 км, и требуемого разрежения становится недостаточно, его создает специальный прибор — вакуумный генератор.

Вакуумный генератор
Вакуумный генераторИсточник: Lx

После нажатия на кнопку «Flush» генератор включается на 15 секунд, высасывая содержимое унитаза, а вместе с ним и любые другие легкие объекты, которые оказываются в непосредственной близости, например, салфетка на полу или туалетная бумага, как в многочисленных роликах из соцсетей.

Дело тут в том, что любой поток воздуха всегда стремится попасть из зоны высокого давления в зону низкого давления. Самый простой пример этого физического явления — это ветер. Когда вы нажимаете на кнопку слива, происходит примерно то же самое — воздух в кабинке туалета стремится заполнить собой «утечку» и таким образом создается тяга.

А как же лайнер понимает, когда нужно подключать вакуумный генератор, а когда для работы туалета будет достаточно естественного разряжения, создаваемого высотой? Все очень просто. Для этого к генератору подключают специальный датчик давления, который постоянно измеряет разряжение воздуха за обшивкой самолета. Этот, а также ряд других параметров, отвечающих за исправную работу туалета, передаются на контроллер, который выводит всю информацию на FAP (Передняя панель старшего бортпроводника).