Смерть Dreamcast. Почему приставка Sega не выдержала конкуренцию с PlayStation 2

Японский разработчик консолей и видеоигр Sega был одним из лидеров мирового рынка. Череда ошибок заставила компанию отказаться от выпуска приставок. Конкуренция оказалась слишком тяжелой.

В начале 1990-х годов Sega была гигантом игровой индустрии. Консоль Mega Drive, также известная как Genesis, продавалась миллионными тиражами. Однако всего за несколько лет ситуация для компании сильно изменилась. В итоге в начале нового века Sega не только выбыла из списка лидеров рынка приставок, но и вовсе покинула его. Dreamcast, последняя консоль компании, стала одним из крупнейших провалов в истории. И вот какие причины привели к этому.

Sega Dreamcast
Sega DreamcastИсточник: Flickr, Max Mustermann, CC BY-SA 2.0

Провал Sega Saturn

Перед началом разработки Dreamcast дела у компании складывались не лучшим образом. Предыдущая консоль, Sega Saturn, провалилась за пределами Японии. Приставку торопились выпустить в Северной Америке, чтобы опередить Sony с ее PlayStation. И релиз оказался неожиданным. На выставке E3 в мае 1995 года Том Калински, глава Sega Of America, внезапно сообщил, что Saturn выходит «прямо сейчас». Этого не ждали ни геймеры, ни разработчики. В итоге у компании не хватало консолей в наличии, на старте продаж почти не оказалось игр, а цена приставки была высокой — $399.

Sega Saturn
Североамериканская версия Sega Saturn Источник: Wikimedia

Из-за неразберихи в руководстве возник конфликт между американским и японским филиалами Sega. Ситуация особенно обострилась в 1997 году, когда президент Sega Of America Берни Столар официально заявил, что будущее компании — не за Saturn. После этого разработчики отказались от создания новых игр. Но и со старыми было не все в порядке. Например, консоль так и не получила свой проект флагманской франшизы про синего ежа Соника.

У геймеров от Saturn остался неприятный осадок. Игроки с опаской относились к следующей консоли компании.

Отсутствие DVD

Saturn была дорогой для производства приставкой. Sega решила учесть это при создании Dreamcast, чтобы не только сэкономить, но и сделать консоль более доступной для геймеров.

В 1996 году, за два года до выхода приставки, в продажу поступили первые DVD-диски. Они пришли на смену VHS-кассетам и обычным компакт-дискам. Первые проигрыватели DVD были дорогими, и Sega решила не экспериментировать с новым носителем.

Dreamcast в стилистике игры Jet Set Radio
Dreamcast в стилистике хитовой игры Jet Set Radio Источник: Wikimedia, Frédéric BISSON, CC BY 2.0

Продажи DVD-плееров быстро росли, потому что пользователям понравилась возможность просмотра фильмов и другого контента новым способом. Так отказ Sega от формата оказался ошибкой. В отличие от Dreamcast, новая консоль Sony поддерживала DVD — PlayStation 2 оказалась устройством 2-в-1. Семьям не нужно было покупать отдельно приставку и плеер, что оказалось очень заманчивым предложением для массовой аудитории.

Пиратство

Отказ от DVD привел и к другим проблемам для Sega. Формат дисков GD-ROM, который использовали в Dreamcast, позволял вместить 1 Гб данных. DVD предлагал значительно больше — 4,7 Гб. Это существенно ограничивало объем контента в играх.

Нижняя сторона диска формата GD-ROM
Нижняя сторона диска формата GD-ROM Источник: Wikimedia

Но главной проблемой оказалось пиратство. Sega использовала GD-ROM для защиты от взлома игр, но в Dreamcast нашли большую уязвимость. Консоль получила поддержку и технологии MIL-CD. Sega создала этот формат, чтобы добавить мультимедийные функции в музыкальные диски. Технология оказалась непопулярной, но ей воспользовались пираты: оказалось, что на MIL-CD можно записывать игры, а затем запускать на Dreamcast с помощью небольших ухищрений.

Отказ EA

Большим ударом для Sega стал бойкот американской игровой компании EA: один из крупнейших издателей в мире отказался разрабатывать свои проекты для Dreamcast. Консоль лишилась очень больших франшиз спортивных игр вроде FIFA, NBA и NHL, а также гонок Need For Speed и других серий.

По одной версии, EA решила не поддерживать Dreamcast, потому что хотела быть эксклюзивным автором спортивных игр для консоли. Прошлые приставки Sega сделали такие проекты хитами. Однако в случае с Dreamcast японская компания решила создать свои спортивные симуляторы. Для этого она купила разработчика Visual Concepts, который до этого частично принадлежал EA и разрабатывал порты NHL и Madden NFL. В итоге Sega не смогла разрешить конфликт с издателем.

Головной офис EA
Головной офис EA Источник: Wikimedia, King Of Hearts, CC BY-SA 3.0

Также есть версия, что EA не устроил видеочип PowerVR, который использовали в Dreamcast. Компания вложилась в другую технологию от компании 3Dfx, которую изначально рассматривала Sega. Но разработчику пришлось от нее отказаться. В 1997 году 3Dfx вышла на IPO в США, и по закону ей пришлось раскрыть подробности планов с Sega насчет новой консоли. Японская компания не ожидала такого развития событий и отказалась от технологии. А в EA называли новый чип PowerVR неизвестным и нестандартным для разработки игр.

Поздний выход

Dreamcast выпустили слишком поздно в Северной Америке. Она вышла спустя почти год после релиза в Японии — 9 сентября 1999 года. Премьеру даже сопровождали слоганом «9/9/99 за 199 долларов». Но это произошло через шесть месяцев после анонса PlayStation 2. Оказалось, что новинка будет мощнее Dreamcast. Здесь помешало и прошлое Sega. Игроки больше доверяли продолжению успешной PlayStation, чем последователю Saturn.

Sega понимала угрозу от своего главного конкурента. Компания собиралась потратить $100 млн на рекламную кампанию в Северной Америке. Запуск консоли называли самым большим в истории игровой индустрии. И, к удивлению разработчика, старт в Штатах оказался лучше, чем ожидалось. Меньше чем за четыре месяца, к концу декабря, геймеры купили 1,5 млн консолей. И в среднем на одну Dreamcast приобретали по три игры.

Однако ситуация быстро испортилась. В индустрии появились слухи, что Sega может скоро закрыть Dreamcast, в том числе из-за плохих показателей в Японии. При этом разработчик в среднем терял от $45 до $90 с каждой продажи. Помимо этого, за месяц до выхода консоли в США из компании уволили Берни Столара, придумавшего и продвигавшего приставку. Это привело к сомнениям насчет будущего консоли как у экспертов, так и у геймеров. Продажи Dreamcast резко упали и в Штатах — с января по август 2000 года ее купили около 600 тыс. раз. Игроки решили подождать PlayStation 2, поскольку у Sony ситуация оказалась более стабильной.

Конец истории

Руководство компании решило снизить стоимость консолей — по замыслу, игрокам было бы проще купить приставку, а разницу удалось бы покрыть за счет продаж игр. Но ситуацию это не исправило. Не сработала и ставка на онлайн. Sega предложила геймерам подписать контракт на два года с провайдером SegaNet ради мультиплеерных игр и платить ежемесячно по $22 в обмен на бесплатную Dreamcast.

Dreamcast с дополнительными аксессуарами
Dreamcast с дополнительными аксессуарами Источник: Wikimedia, Jzh2074, CC BY-SA 4.0

Но всего через два года после выхода консоли Sega сдалась. Компания объявила, что прекратит выпускать Dreamcast 31 марта 2001 года. К тому моменту поставки PlayStation 2 составили 10,6 млн — на 1,5 млн больше, чем конкурент успел продать за 2,5 года. Так и получилось, что PS2 остается самой популярной приставкой в истории. За все время существования ее купили почти 158 млн раз.

Sony PlayStation 2
Sony PlayStation 2Источник: Flickr, Max Mustermann, CC BY-SA 2.0

После провала своей Dreamcast компания Sega полноценно не возвращалась на рынок приставок. Компания лишь несколько раз выпустила ремейки нескольких старых консолей. Японский разработчик сосредоточился на играх, и этот путь оказался лучшим вариантом. Sega до сих пор развивает свои популярные франшизы, в том числе Sonic, Bayonetta и Like A Dragon (Yakuza).