Еще в 1960-х годах появились компакт-кассеты, но и у них хватало минусов. Один из главных — худшее качество звука по сравнению с винилом. Поэтому на смену решили придумать новый формат. И им оказался революционный CD.
От видео к аудио
Нидерландская технологическая компания Philips в конце 1960-х начала работу над новым форматом для воспроизведения видео. Так появился VLP-диск (Video Long Play), «дедушка» остальных оптических носителей. Но из-за появления видеокассет, над которыми тоже трудилась Philips, он не смог в то время стать популярными.
Однако продукт стал шагом для инженеров на пути от винила к CD. Технология привела к созданию ALP-дисков (Audio Long Play). Это оптические пластины, на которые в цифровом виде записаны аудиосигналы. Данные наносятся на диск и считываются с помощью лазера. Он создает углубления на поликарбонатном слое, с которыми затем взаимодействует на основе интенсивности отраженного света. По размеру новые диски оказались схожи с виниловыми пластинками — 30 см в диаметре. Но габариты вышли слишком большими, поэтому Philips решила доработать формат и сделать его более компактным. Стандартный диск впоследствии оказался 12-сантиметровым.
Создатели CD не сразу определились с названием нового продукта. В Philips рассматривали разные варианты, но в итоге остановились на Compact Disc — его выбрали благодаря компакт-кассетам, уже знакомым слушателям.
Впервые миру представили компакт-диски в марте 1979 года. Специальную пресс-конференцию провели в нидерландском Эйндховене. Первым произведением, которое включили на диске, стала «Неоконченная симфония» Франца Шуберта. После успешной презентации Philips решила найти партнера, чтобы сделать формат совместимым между различными проигрывателями. Компания отправилась в Японию, где работают лидеры рынка высококачественной аудиотехники. И техногигант Sony поддержал концепцию компакт-дисков. Окончательный формат CD компании разработали вместе.
Первые диски
Стандартный компакт-диск вмещает в себя около 650 МБ памяти. Проще говоря — 74 минуты аудио высокого качества. Но почему именно сколько?
Согласно самой популярной легенде, продолжительность связана с Девятой симфонией Бетховена. Именно столько играли великое произведение под руководством знаменитого дирижера Вильгельма Фуртвенглера на первом послевоенном Байройтском фестивале в 1951 году. Но инженер Philips Кеес Шоухамер Имминк спустя пару десятилетий после выхода первого диска рассказал, что все дело в технических ограничениях размеров диска. И при этом мастер-записи, которые использовали для подготовки CD, рассчитаны только на 72 минуты аудио — это на две меньше, чем продолжительность того исполнения Девятой симфонии.
Одним из первых компакт-дисков, которые выпустили в коммерческую продажу, считают альбом певца и пианиста Билли Джоэла 52nd Street. Запись на тот момент была не новой — ее выпустили еще в 1978 году. Но пластинка была очень популярной, а еще она выиграла премию «Грэмми» в номинации «Лучший альбом года». При этом первой коммерческой записью, перенесенной на CD, стала пластинка The Visitors шведской группы ABBA. Диски напечатали 17 августа 1982 года, но в продажу они поступили только весной следующего года.
Также в историю CD вошла «Альпийская симфония» немецкого композитора Рихарда Штрауса. Благодаря широкому динамическому диапазону произведения ее запись использовали для создания тестовых версий компакт-дисков в декабре 1980 года.
Моментальный успех
Продажи компакт-дисков начались 1 ноября 1982 года — тогда их выпустили в Японии. И технология оказалась дорогой для массового покупателя. Если за один CD просили около $20, то сам проигрыватель стоил значительно больше. Первый плеер для массового рынка, Sony CDP-101, продавали за $730 — с учетом инфляции сумма равняется примерно $2330 (₽215 300) в 2024 году.
Philips рекламировала компакт-диски с акцентом на качество записи: «Впервые музыка может звучать в гостиной так же чисто, как и в концертном зале». При прослушивании CD не было шума ни от иглы, ни от самого проигрывателя. А еще впервые пользователи могли с легкостью включить любую песню на альбоме. Виниловые пластинки и кассеты не позволяли быстро переключать треки. Компакт-диски не только дали такую возможность, но и позволили слушать композиции в случайном порядке. Sony рекламировала функцию Shuffle как способ «сделать старые компакт-диски новыми».
Изначально формат в индустрии встретили с опаской по разным причинам. Торговые сети и звукозаписывающие компании переживали, что из-за высокой стоимости дисков и плееров возникнут проблемы с прибылью. А маленький размер CD мог привести к росту краж — товар такого формата было бы проще пронести мимо кассы, чем виниловую пластинку.
Но опасения оказались напрасными, продажи шли очень хорошо. Слушатели оценили плюсы нового формата, его компактность и надежность. Только за 1984 год по всему миру купили свыше 16 млн дисков. В 1985 году Philips устроила промотур нового формата с помощью очень популярной британской рок-группы Dire Straits. Коллектив дал десятки концертов и смог продать больше 1 млн дисков с альбомом Brothers in Arms, что стало невероятным успехом. И мировая статистика оказалась ошеломляющей. В 1985 году компакт-диски купили 59 млн раз, а через год показатель вырос до 136 млн экземпляров. Производители особенно оценили себестоимость CD. Изначально производство одного диска обходилось примерно в $3−4, но затем стоимость стала еще меньше.
Закат и возрождение CD
Компакт-диск оказался очень успешным форматом. С годами производители научились менять их размер и даже делать Mini-CD диаметром всего в 8 см. На диски стали записывать видеоигры, компьютерные программы и другие медиафайлы.
Пик продаж музыкальных CD пришелся на 1999 год. Диски принесли 13 млрд долларов только в США — формат занял почти 90% рынка среди всех носителей. Однако больше таких показателей никогда ни для CD, ни для музыкальной индустрии не было. На ситуацию повлиял расцвет интернета.
В том же 1999 году появился Napster, один из первых крупных файлообменников, на котором пользователи скачивали друг у друга песни. И хотя вскоре сервис закрыли из-за проблем с законом, интернет как способ получения музыки продолжал набирать обороты. Особенно этому помогла американская технологическая компания Apple и ее онлайн-магазин iTunes Store. Цифровой маркет, который открыли в 2003 году, позволил удобно покупать альбомы и, самое главное, отдельные песни за небольшую цену.
За последние несколько лет CD снова набрали популярность среди энтузиастов. Виниловые пластинки стали слишком дорогими, поэтому ценители вспомнили про подзабытый формат — так они поддерживают артистов и слушают музыку в хорошем качестве. Например, продажи компакт-дисков в Великобритании в 2023 году выросли впервые за два десятилетия. И хотя формат уже не вернет былую славу, он продолжает жить даже спустя 45 лет после своего появления.